5 примеров классической музыки для новогоднего настроения

Если вы уже оценили нашу подборку новогодних песен, но чувствуете, что вам хочется чего-то сказочного, предлагаем обратиться к классике. Чайковский, Глинка, Брамс — их музыка проверена временем.

«Щелкунчик»

Пётр Чайковский

Без сомнения, самая сказочная и новогодняя музыка — в «Щелкунчике». Это произведение по мотивам сказки Гофмана часто называют балетом-феерией (по-французски «фея»), что намекает на волшебство постановки, события которой разворачиваются накануне Рождества. Историю о девочке, которая победила Мышиного короля, ставят в театрах по всему миру.  

Каждая часть балета узнаваема с первых аккордов. Особый восторг зрителей обычно вызывает второй акт, когда Щелкунчик и Мари попадают в сказочный город Конфитюренбург, где все сделано из сладостей. Встречает гостей Фея Драже. С её танца начинается дивертисмент. Это национальные танцы: испанский, восточный, китайский, русский, французский. 

К «Щелкунчику» обращались крупнейшие хореографы и балетмейстеры мира. В нашей стране классическими считаются постановки Льва Иванова, Василия Вайнонена и Юрия Григоровича. В США лучшими называют версии середины прошлого века за авторством Уильяма Кристенсена и Джорджа Баланчина. В 1992 году балет поставил известный австралийский хореограф Грэм Мёрфи. Спектакль назвали «История Клары» по имени главной героини — бывшей звезды царского балета, которая после революции эмигрировала в Австралию. Она вспоминает свое детство в Петербурге и своего любимого Щелкунчика. Эту версию «Щелкунчика» за рубежом признали одной из самых удачных. А в Бельгии балет переименовали в «Крепкий орешек». Хореограф Марк Моррис вдохновлялся работами Чарльза Бёрнса. Для постановки создали стилизованные черно-белые декорации, но либретто осталось нетронутым. А балетмейстер Чжао Минг превратил историю в «Китайский Новый год», перенеся классический сюжет в восточный антураж с пагодами, драконами и веерами. 

«Руслан и Людмила»

Михаил Глинка

Другая знаменитая опера со сказочным сюжетом. В третьем акте «Руслана и Людмилы» звучат танцы в замке Наины. Это красочная, живописная музыка, которая рисует обстановку волшебного замка. В него злая волшебница решила заманить разыскивающих Людмилу витязей, чтобы погубить их. Прекрасные девы исполняют изящный и чарующий танец, зазывая путников отдохнуть в своих покоях. Музыка овеяна восточным колоритом. Этот фрагмент заметно выделяется из общей канвы пяти действий оперы. 

Михаил Глинка задумал «Руслана и Людмилу» ещё при жизни Пушкина. Композитор рассчитывал на его помощь и советы, но дуэль с Дантесом изменила планы. В итоге работа над музыкой началась уже после гибели поэта и продлилась около пяти лет. За это время произведение приобрело глубину, а образы юношеской поэмы Александра Сергеевича существенно видоизменились. В центре композиции оказались не приключения героев, а поиски смысла жизни, вечные ценности и победа добра над злом.

Вальс из «Детского альбома» 

Пётр Чайковский 

Ещё одно творение Чайковского — одного из первых русских композиторов, написавших цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные произведения, о чём говорит даже авторский подзаголовок к альбому — «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Композитор написал их за несколько месяцев в 1878 году и посвятил племяннику Володе Давыдову, которому было 6,5 года. 

Содержание «Детского альбома» напоминает один день ребёнка. Он условно разделён на утро, день и вечер. По неизвестной причине порядок миниатюр был изменён — существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, Чайковский не придал значения небольшим перестановкам, так что его детский цикл печатается с изменениями до наших дней.

Вальс находится примерно в середине «Детского альбома». Это своеобразная переломная точка, в которой детские переживания сменяются живой и весёлой мелодией. Это был один из самых любимых и популярных танцев в XIX веке, он звучал не только на больших балах, но и на домашних праздниках. Неудивительно, ведь он прекрасно передаёт атмосферу камерного и уютного торжества.

«Венгерские танцы» 

Иоганнес Брамс

Созданием этого сборника Иоганнес Брамс обязан венгерскому скрипачу Эде Ременьи. Они познакомились в 1849 году, когда последний приехал на гастроли в Гамбург, а через несколько лет вместе выступали с концертами по всей Германии. В репертуар Ременьи входили темпераментные импровизации на тему мадьярских народных танцев. Эмоциональности выступлениям добавлял и Брамс, игравший без нот (он даже не брал их с собой), что добавляло концертам ощущение импровизации. 

И хотя этот творческий союз продлился недолго, венгерская музыка оказала серьёзное влияние на творчество Брамса. Через 16 лет композитор запишет первые десять танцев для фортепиано в четыре руки, через год — ещё 11 композиций. В 1869 году две опубликованные тетради принесут ему огромную славу. Практически все сочинения (каждое продолжительностью от одной до четырёх минут) используют характерные для венгерской музыки приёмы: пунктирный отрывистый ритм, преобладание увеличенных секунд, рождающих особый тип звукоряда, который называют цыганской гаммой. Наиболее известными считаются композиции № 1 и 5. Эти мелодии основаны на чардаше Белы Келера, который был ошибочно принят Брамсом за народное произведение. А танцы под номерами 11, 14 и 16 — творения композитора, включая мелодию. В остальных номерах он цитирует мадьярскую традиционную музыку.

Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»

Пётр Чайковский

И снова Чайковский. В 1872 году Пётр Ильич начал сотрудничать с газетой «Русские ведомости» и через несколько лет получил от редакции задание — поехать в Милан на премьеру оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», чтобы написать на неё отзыв. Но спектакль перенесли, а композитор несколько дней провёл в Италии, где любовался архитектурой и наслаждался народными мелодиями. Одну из них он в 1875 году использовал в балете «Лебединое озеро» как основу для красочного «Неаполитанского танца». Через три года Чайковский включил эту композицию и в «Детский альбом» под названием «Неаполитанская песенка». 

Одна из романтических легенд создания «Лебединого озера» гласит, что идея пришла композитору во время поездки по Баварии, после посещения знаменитого замка Нойшванштайн, который за необычную архитектуру называют «лебединым замком» (а ещё его часто сравниваются с замком с логотипа Disney). Балет появился в период творческого расцвета Чайковского, а основой для либретто послужила сказка Иоганна Карла Августа Музеуса «Пруд лебедей». 

Музыка написана в характерном для конца XIX века стиле романтизма с его эмоциональностью, драматизмом и утончённой лиричностью. Национальный колорит балету придают польский, чешский и венгерский народные танцы, а также упомянутый уже неаполитанский, который ещё называют итальянским. 

Эти мелодии прозвучат под занавес традиционного Новогоднего музыкального фестиваля «Сириус». Программа закрывающего концерта будет дополнена и другими произведениями перечисленных композиторов. Новогоднюю атмосферу для слушателей создаст симфонический оркестр «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина под управлением художественного руководителя и дирижера Фабио Мастранджело. Концерт состоится 12 января в Большом зале Университета «Сириус». Билеты можно приобрести по ссылке.

  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
От историка балета из Большого театра: почему классика всегда востребована #балет #хореография 26 апреля 2023 07:04
2
Солист Мариинки Алексей Недвига: «Балет» — от слова «боль» #Сириус #балет 24 января 2024 08:54
3
Почему классическая музыка переживет рэп? #музыка #классика #музыканты 07 сентября 2024 06:04