Солист Мариинки Алексей Недвига: «Балет» — от слова «боль»

Почему мальчикам сложнее учиться балету, чем девочкам? Как избежать профессиональных болезней и травм танцовщиков и чему учат в «Сириусе»? Что ждет после большой сцены, какая жизнь у тех, кто закончил выступать? Все о балете и даже больше рассказал солист Мариинского театра с 22-летним стажем и преподаватель Академии Русского балета Алексей Недвига.

Алексей Недвига родился в Киеве в 1983 году. В возрасте 10 лет поступил в санкт-петербургскую Академию Русского балета имени Вагановой. По ее окончании в 2001 году был приглашен в труппу Мариинского театра, где выступает до сих пор. В репертуаре Алексея Недвиги более 30 ролей. Последние пять лет он не только выходит на сцену, но и преподает классический танец в родной академии. Женат, имеет двоих детей.  

Алексей Недвига на сцене Мариинского театра Фото: из личного архива Алексея Недвиги

Расскажите, как вы пришли в балет? 

Я был активным ребенком. Родители отвели в танцевальный кружок, где мне понравилось. Исполнив соло в русском танце на отчетном концерте, я получил огромное удовольствие от сцены. Наградой стали аплодисменты. Понял, что это мое. Занимался полтора-два года, а потом преподаватель посоветовала попробовать поступить в балетное училище. 

Я попал на просмотр с несколькими девочками. В итоге меня взяли на подготовительные занятия, а их — нет. Тогда я понял, что шанс есть и надо продолжать. В возрасте 10 лет встал вопрос, пойти в математическую гимназию или в Академию Русского балета. Родители дали мне возможность решать самому, и я выбрал академию, которая тогда называлась Вагановским училищем.  

Учиться было сложно. В силу юного возраста у меня не было понимания, к чему конкретно нужно стремиться. Первые несколько лет в академии дают азы, так что идет довольно тяжелая рутинная работа. Где-то на третий год я просел по успеваемости, но потом постепенно стал понимать, чего от меня хотя педагоги, для чего все это, и результаты начали приходить. Девочкам в этом плане проще — они с первого класса хотят быть балеринами и с этим стремлением приходят учиться. 

А мальчиков в академию чаще приводят родители, и понимание, для чего им это, может прийти только через несколько лет

— Теперь вы сами преподаете в Академии Русского балета. Что передаете своим ученикам? 

Помимо обязательной программы, я хочу объяснить им, ради чего они поступили в академию. Сам я осознал это поздно, поэтому пытаюсь сделать так, чтобы у них как можно раньше появилась цель. 

— Сразу после обучения вы попали в труппу Мариинского театра, где работаете уже более 20 лет. Как вы шли к этой цели? 

Когда понял, что Мариинский — единственный театр, который мне нужен, я начал работать еще упорнее. Туда приглашали лучших выпускников академии, поэтому нужно было оказаться в их числе. Но просто попасть в театр не было моей конечной целью, хотелось именно исполнять как можно больше сольных партий. Мне повезло, я танцевал во многих спектаклях, работал с известными хореографами. К сожалению, из-за травм и, возможно, особенностей характера у меня не получилось добиться всего, чего хотелось бы. Но я ни о чем не жалею. 

Алексей Недвига со своими учениками в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Фото: © Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой

— Проблемы с ногами — профессиональная болезнь артистов балета. Ее можно отсрочить или даже избежать? 

Можно, но каждое твое движение должно быть продумано и отточено. Требуется контроль над всем, что ты делаешь. Нужно чувствовать свое тело, понимать, на что оно сейчас способно. Постоянно поддерживать форму и улучшать ее. Если артист умеет думать, то и другие данные можно развить, и здоровье сохранить. 

Однако всецело отдаваясь балету, абсолютно здоровым оставаться, к сожалению, невозможно. Шутят, что «балет» происходит от слова «боль». (Смеется.) Доля правды в этом есть. Мы все через это проходим, просто надо эту боль полюбить.

Какая у вас любимая партия? 

Роль Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Это драматический балет, и нужно совмещать танец с актерским мастерством — сложно, но невероятно интересно. По молодости тяжело давалась актерская часть, потому что не хватало опыта. А сейчас я тяготею именно к этому, ведь танцевать с возрастом становится труднее. 

— А что именно дается сложнее?

Не бывает простых партий, постоянно приходится чему-то учиться. Некоторые даются тяжелее остальных, но это повод себя превозмочь. С возрастом появляется дополнительный стимул держать себя в тонусе, потому что на тебя смотрят молодые артисты. Когда я начинал, тоже равнялся на старших.     

Алексей Недвига в роли Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» на сцене Мариинского театра Фото: из личного архива Алексея Недвиги

— Как вы поддерживаете форму? Ограничиваете себя в еде или в этом нет необходимости из-за большой нагрузки?

Как и всем, с возрастом мне приходится себя в чем-то ограничивать. Если по молодости все «сгорало», то сейчас необходимо следить за тем, что ем, и восстанавливаться дольше. Важно соблюдать режим, вовремя ложиться спать, проходить дополнительные процедуры, например массаж. Мой отец — военный в прошлом. Он привил любовь к спорту, поэтому в моей жизни есть и бассейн, и велосипед, и спортзал. Это помогает.     

— С физической энергией понятно, а что дает моральную? Проще говоря, ради чего вы идете на работу каждый день?

У меня довольно плотный график, поскольку я работаю и в академии, и в театре. Утром я еду на занятия, учу ребят, потом в Мариинский, чтобы самому позаниматься, а вечером спектакль. В воскресенье, когда в академии выходной, в театре часто бывает два выступления — утром и вечером. Последние пять лет я живу в таком графике. Просыпаться по утрам зачастую непросто. Помогает самодисциплина, внутренний стержень. 

— Насколько сложно переключиться танцовщику на преподавание? 

Сложно. Бывает, что артисту уже по возрасту пора заканчивать карьеру, но он не может погасить свое желание танцевать. А у некоторых этот процесс происходит сам собой. Важно вовремя осознать, когда пора переключиться. 

Я понимаю, что мое время как танцовщика подходит к завершению. На сцене мне уже сложно, все больше сил отдаю педагогике. Многие артисты, завершив сценическую карьеру, хотят остаться преподавать в академии или в театре, где провели большую часть своей жизни.

В репертуаре Алексея Недвиги более трех десятков ролей Фото: из личного архива Алексея Недвиги

— Но ведь не все умеют хорошо преподавать…

В академии я несколько лет учился на педагога, получил диплом магистра. Профессионалы учили нас, как преподавать классический, характерный, дуэтный танец. Плюс психология и многие другие, не менее важные дисциплины. Если все это впитать, есть шанс стать хорошим учителем. 

Я на себе почувствовал: когда ты танцуешь, проще преподавать, а когда преподаешь, проще танцевать. Например, ты думаешь, как что-то объяснить ученикам, и на себе это проверяешь. Иногда ловлю себя на мысли, что во время репетиции или выступления у себя пытаюсь исправить те замечания, которые делаю ребятам. Вообще, за эти пять лет, пока я преподаю и танцую, у меня уже второе или третье дыхание открылось.        

— Если ребенок хочет заниматься балетом, что его родителям нужно делать, куда идти? Особенно если они живут не в крупном городе, а в провинции.

Наверное, в регионах несколько сложнее, но практически везде уже есть балетные школы. Стоит выбрать самую лучшую и посмотреть, как ребенок работает, готов ли он развиваться в этом направлении. Многие дети, особенно девочки, грезят сценой, но попав в балетную студию, их энтузиазм быстро гаснет. 

Важно физически не перегружать детей младшего возраста, не углубляться в профессиональные упражнения, а развивать танцевальность в игровой манере.

Уходя с занятий, они должны быть уставшими и счастливыми, а не замученными и плачущими

Дальше профессиональный путь лежит в специализированные балетные школы Санкт-Петербурга и Москвы. Многие родители переезжают вместе с детьми, а кто-то вырывается из под опеки и живет в общежитии. Кстати, там созданы прекрасные условия. Так что дети с 10–11 лет привыкают к самостоятельности. 

— А готовы ли они в таком возрасте взять то, что им дают преподаватели?

Не все и не всегда. Я работаю со средними классами, и иногда ребят приходится заставлять не расходовать время даром. Занимаясь балетом, они тратят детство, чтобы чему-то научиться. Вырастая потом в артистов, у них на карьеру остается всего 20 лет — век танцовщика короток. Поэтому важно не упускать время и возможности.     

— В Образовательном центре «Сириус» тоже проводят занятия по балету. Регулярно проходят программы по классическому танцу. Как вы их оцениваете? 

Я поражен, как тут все фантастически организовано. Очень дружеская атмосфера между учениками, которые приезжают со всей России. Они разного уровня, друг на друга смотрят и учатся. Собраны очень хорошие педагоги, у которых можно многое взять. 

С точки зрения обучения двух-трех недель, конечно, маловато, но с точки зрения стимула, толчка для ребят — это очень классно. Я смотрю фото, которые крутятся на экранах в Образовательном центре, на них мелькают лица ребят, которые уже сейчас танцуют на сцене, например, Мариинского театра. И все они прошли обучение в «Сириусе».

— В марте в «Сириус» с концертом приедут ученики и воспитанники Академии Русского балета. Гвоздем программы станет сюита из балета Йозефа Байера «Фея кукол» в редакции Николая Цискаридзе. Расскажите про этот спектакль. 

Это визитная карточка академии! Яркая, с красивой музыкой и эффектными вариациями. Мне кажется, это один из тех спектаклей, с которого стоит начинать знакомство детей с балетом. А в редакции Николая Максимовича он стал более красочным и подвижным. Поэтому всех приглашаю в «Сириус».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Балет требует мужества: воспитанник «Сириуса» раскрыл секреты мастерства танцовщика #искусство #Сириус #балет 08 июля 2022 14:12
2
Как не пошатнуться под балериной: премьер Большого о дуэтном танце #балет #дуэтный танец 27 июля 2023 18:52
3
Как устроен Центр танца Светланы Захаровой в «Сириусе» #Сириус #Центр танца #Светлана Захарова 22 декабря 2023 13:39