Книга недели: норманны-завоеватели, норманны-созидатели

В X веке норманны начали покорять европейские земли. При этом культура скандинавов не доминировала над местной, а объединяла разные народы. О том, как это происходило, рассказывает книга британского историка Средневековья Леви Роуча.

Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии

Леви Роуч

Книга была впервые опубликована в 2022 году Изображение: © Альпина Паблишер

«С коронацией Фридриха могущество и влияние нормандцев достигли апогея. В той или иной форме они стали доминировать в Западной Европе и Средиземноморье. Их влияние едва ли можно преувеличить. Норманны принесли в Нормандию новую аристократию и правящую династию; позже нормандцы принесли в Британию и Ирландию замки, рыцарскую культуру, романскую архитектуру и французский язык (на котором все еще говорили аристократы во времена Фридриха); в Южную Италию — связи с Римом и католической церковью; в Германию — новое отношение к закону и порядку. Но достижения нормандцев оказались удивительно хрупкими, ибо во всех этих регионах пришельцы приспособились к местному обществу. В результате мир стал узнаваемо нормандским, однако сами нормандцы слились с другими народами. В Средиземноморье они давно стали считать себя сицилийцами, апулийцами и калабрийцами; на Британских островах — англичанами и шотландцами (хоть и франкоязычной аристократической прослойкой). Они были одновременно везде и нигде — народ с великим прошлым, но скромным будущим».

«В последующие годы новое государство викингов на Сене расширялось. В 925 году Роллон потерпел поражение от сторонников Рауля, однако в 933 году его сын Вильгельм Длинный Меч смог добиться дальнейших уступок. В обмен на службу Рауль передал нормандскому герцогу Восточную Бретань (очевидно, Котантен и Авраншен). Медленно, но верно территория, удерживаемая северянами в низовьях Сены, обретала размеры будущего герцогства Нормандия. Язычники-северяне постепенно становились нормандцами-христианами. Однако для завершения процесса потребовалось еще полвека тяжких трудов».

Леви Роуч — профессор Эксетерского университета  Фото: © Альпина Паблишер

«Таким образом, английское сопротивление и нормандское заселение шли рука об руку. Чем больше бунтовала местная аристократия, тем решительнее Вильгельм ее искоренял. Результатом стала наиболее массовая смена правящей элиты в британской истории. Результаты можно увидеть в „Книге Страшного суда“: к 1086 году в руках местных уроженцев находилось в лучшем случае 8 % земли — грандиозная перемена. Однако дело было не просто в замене одних другими: в ходе этого процесса изменился сам характер землевладения. Родилось представление, будто вся земля принадлежит королю. Именно победивший Вильгельм теперь раздавал владения и должности своим людям (или — реже — закреплял их за англичанами). Отныне он был властелином всего. Точно так же появились новые востребованные формы военной службы. Хотя обязанность состоять в королевском войске существовала в Англии издавна, теперь она изменилась, поскольку нормандцам требовалась тяжелая кавалерия (для рыцарской службы). Значительно расширились владения короля. Щедро вознаграждая своих людей, Вильгельм также позаботился о том, чтобы никто не мог соперничать с ним самим. Действительно, теперь в руках правящей элиты сосредоточилось больше богатств, но ее численность выросла, так что в среднем собственность нормандских графов оказывалась меньше, чем у их английских предшественников. Больше не было супермагнатов вроде Годвина и Гарольда. В целом богатые стали еще богаче, а бедные и умеренно состоятельные — беднее. Для англичан, которые теперь относились только к двум последним группам, это были действительно очень плохие новости».

«Какими бы драматичными ни были эти события, ничего удивительного в них нет. Нормандская идентичность с самого начала представляла собой подвижную мишень. Сначала это были просто викинги- норманны — о скандинавском присутствии в Северной Франции писали даже столетие спустя. К середине XI века конфликт уступил место примирению. В культурном и лингвистическом аспектах нормандцы стали французами, и такое этническое обозначение могло применяться ко всем жителям герцогства, включая крестьян и мелких аристократов преимущественно франкского/французского происхождения. Иногда утверждалось, что все они были потомками морских разбойников Роллона. Однако представляется, что в реальности северяне с самого начала были разнородной группой. Это подчеркивает сообщение Дудо об основании герцогства. Только после обращения Роллона и его людей в христианскую веру и их расселения разношерстная разбойная команда стала единым народом — уже не норманнами, а нормандцами».

Леви Роуч. «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии», 2024. — 384 c.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Книга недели: обладает ли человек свободой воли #мозг #научпоп 03 декабря 2024 11:04
2
Книга недели: научное волонтерство #наука #волонтеры 09 декабря 2024 11:58
3
Книга недели: противозаконные звери #животные #научпоп 16 декабря 2024 13:31