Корь возвращается: симптомы, вакцинация, пожизненный иммунитет
Почему корь, которую, казалось, удалось искоренить, снова бьет рекорды по распространению. Расскажем, как защитить себя и как добиться коллективного иммунитета.
В 2023-м в России был зафиксирован самый высокий уровень заболеваемости корью за все время существования профильной программы ВОЗ против этой патологии. А показатель за первое полугодие 2024-го в нашей стране превзошел весь предыдущий год. Россия вошла в тройку лидеров (после Казахстана и Азербайджана) по числу заражений этим инфекционным заболеванием в Европейском регионе.
Корь: симптомы, передача, инкубационный период
Корь — это высоко контагиозное вирусное заболевание, вероятность заразиться которым даже при минимальном контакте — 96 %. Проще говоря, из 100 человек, прошедших мимо заболевшего, 96 наверняка заболеют.
Симптомы кори обычно проявляются через 10–14 дней (хотя ранние могут возникнуть вдвое быстрее). Это резкое повышение температуры, тяжелая интоксикация и воспаление слизистых оболочек, а главный — пятнисто-папулезная сыпь. Она проявляется в три этапа: сначала на лице, потом на теле и на конечностях (в той же последовательности потом уходит).
Возбудитель кори — морбиливирус из семейства парамиксовирусов. Источником инфекции может быть только больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем, причем вирусы остаются активными в воздухе до двух часов.
Главная проблема с корью в том, что диагноз можно поставить, только когда на коже началось высыпание. А человек становится заразен за несколько дней до появления сыпи, когда у него признаки обычного респираторного заболевания и повышенная температура. Контактировать с больным опасно вплоть до четвертого дня после начала высыпания.
Осложнения при кори
Корь способна привести к тяжелым последствиям: ларингиту, ларинготрахеобронхиту, проблемам с дыханием (включая пневмонию), воспалению среднего уха, энцефалиту, слепоте, тяжелой диарее и связанному с ней обезвоживанию. После заболевания проявляется выраженный и длительный (на многие месяцы) иммунодефицит. Он, с одной стороны, приводит к активизации хронических инфекций, а с другой — к потере так называемых клеток памяти, которые сформировались в ответ на вакцинацию.
Также вирус кори «выбивает» иммунологическую память о других заболеваниях, в том числе о туберкулезе. А во время болезни он ослабляет иммунный ответ организма.
Если вакцина от кори хорошо работает как для детей, так и для взрослых, то аналогичный препарат от туберкулеза, БЦЖ, не обеспечивает полной защиты от этой болезни легких у совершеннолетних. исправить такое положение дел решили сотрудники Научного центра трансляционной медицины Университета «Сириус». Они разрабатывают новый мРНК-препарат от туберкулеза. Его тестирование на лабораторных животных оказалось успешным. Исследователи уже запатентовали разработку и подали заявку на клинические испытания препарата.
Современное лечение туберкулеза: почему болезнь не удается победить
Читать
Борьба с корью
Корь — антропонозная инфекция, и на нее хорошо вырабатывается иммунитет. В 1967 году в Советском Союзе была внедрена отечественная вакцина — детям делали укол один раз в возрасте двух лет. Со временем специалисты обнаружили, что встречаются дети, у которых не остается антител. В конце 1980-х годов таким малышам в возрасте шести лет стали вводить вторую дозу вакцины. В 1997 году было решено перейти на двукратную вакцинацию для всех (первый укол — в год, второй — в шесть лет). В начале 2000-х, когда в России начала действовать противокоревая программа ВОЗ, число вакцинированных практически достигло 98 %. Эту болезнь перестали воспринимать как что-то опасное.
«Вирус кори достаточно подвержен мутации, но это очень древний вирус, и он уже достиг идеала в том, как устроен его гемагглютинин. Любая мутация в нем снижает возможность вируса выжить. Это нам на руку, поскольку все существующие штаммы кори нейтрализуются одними и теми же антителами, сформированными как после инфекции, так и после вакцинации. Выходит, что при помощи вакцинации мы получаем антитела, перекрывающие все штаммы, которые существуют», — говорит иммунолог и доктор медицинских наук Анна Топтыгина, возглавляющая лабораторию цитокинов Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии имени Габричевского.
Главная цель вакцинации — защитить конкретного человека и создать коллективный иммунитет от заболевания. Он защищает в том числе небольшое количество людей, которым нельзя прививаться по состоянию здоровья. Поскольку корь легко распространяется, нужно иметь минимум 95 % иммунного населения. Только при таком показателе можно говорить, что корь побеждена.
Нельзя элиминировать корь в одной отдельно взятой стране, это нужно делать сразу во всем мире
Анна Топтыгина
Основное препятствие к созданию коллективного иммунитета — большой процент непривитых и людей либо с очень низким уровнем антител, либо совсем их утративших.
Как получить пожизненный иммунитет от кори
Когда человек болеет корью, у него формируется гораздо больше клеток памяти и плазматических клеток, чем при вакцинации, поскольку больше доза вирусного патогена. Так что формируется иммунитет от этой болезни на всю жизнь.
Мы постоянно сталкиваемся с угрозами здоровью, и наш иммунитет вырабатывает разные виды защиты, поэтому при каждом заражении появляются новые клетки памяти, которые начинают конкурировать со старыми и со временем вытеснять их. В результате антитела к определенным заболеваниям постепенно теряются. Чтобы этого избежать, нужно делать ревакцинацию. При вторичной встрече организма с антигеном иммунный ответ наступает намного быстрее, при этом антитела в основном высокоавидные, и их количество выше в десятки раз.
«Иммунная система — это сложно организованная структура. Мы защищаемся не только антителами, у человека формируется и иммунологическая память, как В-клеточная, так и Т-клеточная. В последней есть центральная память и эффекторы, у которых разные задачи. Клетки центральной памяти помнят образ „врага“, а эффекторы уничтожают тех, кто несет данный антиген, то есть если вирус заразил эту клетку, она будет уничтожена. В В-клеточном ответе тоже существуют центральная память — В-клетки памяти и эффекторы памяти — долгоживущие плазмоциды, которые синтезируют защитные антитела. Если эффекторов становится меньше, центральная память может их наработать. Но не молниеносно. При этом Т- и В-клеточные ответы сохраняются независимо друг от друга», — объясняет Анна Топтыгина.
Объясняя задачи гуморального и клеточного звена, она приводит пример разных род войск, объединенных в одной армии.
«Гуморальный иммунитет — это ПВО. Антитела связывают вирус при попытке войти в организм на слизистых, в жидких средах — до того, как вирус попал в клетку.
Но если ПВО не сработала и вирус проник в клетку, начинает работать Т-клеточный спецназ
Он будет заглядывать везде и зачистит наш организм от патогенов до последнего вируса, до последней клетки. Все субпопуляции иммунных клеток согласованно работают на одну цель — защиту от этого вируса».
Почему корь снова опасна
В 2008 году в России почти добились элиминации кори. Потом она опять стала напоминать о себе — наиболее яркие всплески заболеваемости произошли в 2013–2014 и 2018–2019 годах.
В 2012 году, незадолго до скачка заболеваемости серомониторинг у привитых от кори показал высокий процент серонегативных. Оказалось, что среди годовалых и двухлетних детей было 60 % серопозитивных, а среди шестилетних (в этом возрасте, напомним, проходят ревакцинацию) — 75 %. В возрасте 7–14 лет аналогичный показатель доходил до 81 %, а вот в молодежной группе (18–30 лет) он почти вдвое меньше. Только среди пожилых людей, которые родились еще до того, когда в стране начали проводить вакцинацию (а значит, они переболели корью в детстве), показатели достигли необходимого порога в 95 %. Естественно, при активном распространении кори в 2013–2014 годах больше всего заболевших было среди молодежи.
Причиной очередного, наблюдаемого сегодня всплеска кори стала пандемия COVID-19. В 2020 году, согласно данным ВОЗ, 220 млн детей по всему миру не получили первую дозу вакцины и еще 25 млн остались без второй. В 23 странах пришлось перенести прививочные кампании для пожилых граждан. Вместе с тем значительно сократилось число зарегистрированных случаев заболевания.
«Во втором полугодии 2020 года в России не было зарегистрировано ни одного случая кори, в 2021 году — только один случай. Мы сидели в локдауне и носили маски, что препятствует распространению респираторных инфекций, кори в том числе. Но было очевидно, что недопривитость во время пандемии даст о себе знать, и в 2022 году при исследовании группы в возрасте от 18 до 30 лет выяснилось, что более 60 % — серонегативные. Это катастрофа! В 2023 году мы получили самый высокий уровень заболеваемости корью за все время существования программы ВОЗ. Показатели за первое полугодие 2024 года превзошли весь 2023 год. В основном болеют дети, которые должны были быть привиты, но не прошли вакцинацию, а также молодые взрослые», — описывает ситуацию иммунолог.
Как проводить вакцинацию от кори
Решать проблему можно глобально и индивидуально, считает Анна Топтыгина. Чтобы достичь общего эффекта, уверена она, нужно проверять всех десятиклассников на наличие антител и повторно прививать тех, кому это необходимо. Если делать это ежегодно, ситуацию можно выправить.
Только не нужно прививать всех подряд. Если у человека хороший уровень антител, они будут „связаны“ вакциной — и он снова окажется незащищенным
Анна Топтыгина
Проверить наличие антител к вирусу кори может любой — в лабораториях делают такой тест. Если антител нет или их показатель ниже 0,5, стоит пройти вакцинацию. Лекарств против вируса кори не существует, и прививка — единственный способ защититься от тяжелого заболевания.