Дни оперы в «Сириусе» – 2024: афиша
С 23 по 27 октября на федеральной территории пройдет проект «Музыкальные шедевры. Дни оперы в „Сириусе“». Артисты Московского театра Новая Опера исполнят произведения разных эпох — от Адана и Чайковского до современников.
23 октября
Чайковский. «Иоланта»
Последняя опера Петра Чайковского, которую называют одним из самых светлых его сочинений. «Иоланта» основана на драме «Дочь короля Рене» датского драматурга и поэта Генриха Герца. Это трогательная история слепой девушки Иоланты, недуг которой исцеляет любовь.
«Дочь короля Рене» вышла в середине XIX века, а Чайковский прочитал ее в 1884 году. Позже писатель Владимир Зотов создал свою адаптацию истории, и она стала основой для оперного либретто за авторством брата композитора Модеста Чайковского. Петр Ильич написал музыку за полгода, начав с финального дуэта и до полной оркестровки. Через год, в декабре 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера в исполнении артистов императорской труппы.
В «Сириусе» оперу в концертном исполнении представят солисты и симфонический оркестр Новой Оперы под управлением Андрея Лебедева.
Место и время: Большой зал Университета «Сириус», 19:30
25 октября
Адан. «Почтальон из Лонжюмо»
Отечественной публике Адольф Адан больше известен как автор балета «Жизель», но в Европе его скорее знают по операм. Одна из них — «Почтальон из Лонжюмо», классическая опера-комик, в которой чередуются музыка и разговорные диалоги.
Это история почтальона Шаплу, который женится на трактирщице Мадлен, но потом уезжает в Париж, где становится оперным певцом. Десять лет спустя он случайно попадает в дом своей жены, но не узнает ее, а она решает его проучить.
Интересно, что эта опера демонстрирует профессию почтальона в старом, непривычном для современных людей смысле. Адан писал свое произведение, когда почтовая станция была местом отдыха и смены лошадей, а почтальон — скорее извозчиком. Но уже в 1837-м, через год после премьеры оперы Адана в Париж прибыл первый поезд, а почтальоны стали разносчиками писем.
Новая Опера покажет в «Сириусе» «Почтальона из Лонжюмо» в концертном исполнении под управлением дирижера Клемана Нонсьё.
Место и время: Большой зал Университета «Сириус», 19:30
27 октября
Шнитке. Концерт для хора / Пярт. «Покаянный канон»
«Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам», — говорил Альфред Шнитке о своем Концерте для хора. Первоисточником ему послужила «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского монаха-поэта и философа Григора Нарекаци. В произведении есть отсылка к средневековым армянским песнопениям. Уловить можно и наши корни — хоровые концерты русских композиторов XVIII века.
Ну а под занавес вечера прозвучит сочинение одного из самых значимых композиторов уже нашего времени — музыкального философа Арво Пярта. Его «Покаянный канон» — по сути, часть богослужения, церковный текст, положенный на музыку. Музыкальные шедевры представит хор Новой Оперы под управлением главного хормейстера театра Юлии Сенюковой.
Место и время: зал «Атом» Университета «Сириус», 19:30
Классическая музыка: 5 главных событий осени 2024 года
Читать