Ген гениальности или божья искра? Как добиться успеха с талантом и без него

Попробуйте кратко и четко сформулировать, что такое талант. А гениальность? Вряд ли получится. В чем вообще отличие? Можно ли всего добиться благодаря врожденным качествам или большее значение имеют упорный труд и работа над собой? «С(Ж» искал ответы на эти вопросы — и вот что нашел.

Первое научное исследование о наследовании умственных способностей человеком было сделано в 1865 году в викторианской Англии. Статью, которая называлась «Наследственный характер и талант», написал сэр Фрэнсис Гальтон. Она была выдержана в рамках эволюционной теории Дарвина. Кстати, дед автора статьи и дед Дарвина были двоюродными братьями. Основываясь на идее своего предка и статистических данных, Гальтон пришел к выводу, что талантливые люди чаще рождаются в семьях, где есть или были одаренные родственники.

Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.

Максим Горький

Хотя в обществе насчет наследственности нет единства. Одни считают, что на детях гениев природа отдыхает, другие говорят: яблоко от яблони недалеко падает. Такие выражения есть у многих народов, что подтверждает: дискуссия о происхождении талантов идет уже очень давно.

Способности и задатки

Талант, если посмотреть в толковый словарь Ожегова, — «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности». Получается, что человек уже появляется на свет с исключительным даром.

«Талант» — это сила и деньги

Слово «талант» происходит от греческого слова «талавтов», что означало вес, который мог поднять (нести) один человек. На латыни «талант» был единицей измерения веса и количества денег. Как весовая единица он впервые упоминается у Гомера, причем так оценивали количество золота. Масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), то есть тяжелого золотого вавилонского шекеля, и составляла 16,8 кг.

В 2018 году команда британских и американских ученых провела большое исследование, проанализировав ДНК-коды почти четверти миллиона человек. Они обнаружили 538 генов, которые влияют на интеллектуальные способности, а также 187 участков в человеческом геноме, связанных с навыками мышления.

Может ли генетический тест выявить способности к науке и спорту?

Читать

Получается, многие дети успешны в науке или спорте благодаря хорошей наследственности. Но это не значит, что их сверстники без выдающихся предков не могут добиться высоких результатов. И те и другие будут прогрессировать при должном внимании родителей, педагогов и, конечно, если сами этого захотят. 

Таланту нужно сочувствие. Ему нужно, чтоб его понимали.

Федор Достоевский

Талант мало чего стоит без упорства. И оно, возможно, имеет даже большее значение, чем одаренность. Яркое тому подтверждение — воспитанники Образовательного центра «Сириус». Например, Искандер Шакиров из Татарстана, учившийся по математической программе.

«Я попал сюда в результате долгой учебы, занимался с репетитором и работал дома. В итоге я здесь. Думаю, что люди, которые приезжают в Сириус, одарены, и если я здесь нахожусь, то я также одарен».

Валерия Сердюк из Сахалинской области мечтала о «Сириусе», но долго не могла пройти отбор. В итоге на шестой раз все-таки получила заветное приглашение в Образовательный центр.

«Часто на почте вместо фраз с приглашением на программу я видела отклоненные заявки. Всегда было грустно осознавать, что не получается осуществить мечту. Тем не менее я продолжала много работать и в итоге прошла. Моей радости не было предела, я бегала по всей квартире!» — делится эмоциями девушка.

Может каждый: как оказаться в «Сириусе»

Читать

Терпение и труд все перетрут, считает руководство Образовательного центра. А талант — лишь дополнение на пути к успеху.

«Центр настраивает ребят на то, что у них есть 99 % работы и 1 % таланта. После обучения в „Сириусе“ ты получаешь продвижение, больше возможности поработать. Чем больше человек работает, тем больше получает для себя», — подчеркнул заместитель руководителя Образовательного фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев.

Симптомы гениальности

Снова обратимся к словарю Ожегова и выясним, что гений — это высшая творческая способность. То есть человек, ею обладающий. По данным советского генетика Владимира Эфроимсона, вероятность рождения потенциального гения — 1:100 000. Причем время и место его появления на свет никак не зависят от страны, национальности, исторического периода. Для того чтобы выдающегося человека заметили, нужно признание его обществом. Гений, в отличие от таланта, фигура публичная.

Владимир Эфроимсон выделяет у гения пять физиологических признаков:

  • высоколобость — чем выше лоб, тем больше объем мозга, соответственно,  больше нейронных связей внутри может сформироваться;
  • гиперурикемия — повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты, которая по химическому строению сходна с кофеином и теобромином — стимуляторами умственной активности;
  • синдром Марфана — высокий рост при худом, сухом теле, длинные конечности. Люди с этим синдромом, как правило, выделяются феноменальной энергией;
  • циклотимия, или резкие перепады настроения — от тоски и апатии (гипотомия) до безудержного желания творить и работать (гипертимия);
  • синдром Морриса, или синдром тестикулярной феминизации. Попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа, бесплодные. У мужчин это связано со снижением или полной потерей чувствительности к андрогенам — мужским половым гормонам.

Как показывает история (ведь все гении подсчитаны и известны миру), гению не обязательно иметь все пять признаков сразу. Достаточно одного-двух.

Памятник великому русскому поэту Александру Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге Фото: © yura borson / Shutterstock

Как часто в нашем мире потенциальный гений бывает нереализован, оставаясь просто талантливым! И у него нет даже малейшей возможности воплотить свои задумки в нечто осязаемое, из-за того что он родился не в то время и не в том месте, например.

В рассказе Марка Твена «Путешествие капитана Стромфильда на небеса» главный герой попадает на совещание величайших полководцев всех времен и народов:

 «Он увидел большой стол, накрытый зеленым сукном, во главе которого сидел мужчина, о котором он ни разу и слыхом не слыхал. Капитан спросил: А кто это? Ему назвали имя, которое капитану абсолютно ничего не сказало, и, взглянув на его изумленное лицо, пояснили: А как же вы могли о нем слышать, если у вас на Земле он был сыном… простого сапожника?! И сам был сапожником. И дети его были сапожниками. Но если б ему довелось себя реализовать таким, каким он был по своим внутренним возможностям, то это был бы величайший полководец всех времен и народов».

Божий дар, tabula rasa или гены

Можно выделить три ключевые теории об истоках таланта и гениальности.

Первая — теория «божьего дара», не поддающаяся научному объяснению, когда избранному выпал счастливый билетик или наоборот (гении всегда страдают).

Вторая — теория благоприобретенной гениальности в результате воспитания и обучения. Человек рождается «чистым листом», или tabula rasa, а остальное — результат внешних обстоятельств.

Третья — ген гениальности, который не оставляет человеку выбора. Хотя жизнь может сложиться так, что о нем никто никогда не узнает, и он останется лишь в семейной памяти просто талантливым родственником.

Но теории теориями, а практика, как ни крути, — критерий истины. И в «Сириусе» именно непосредственной работе с детьми уделяют особое внимание, для того чтобы раскрыть потенциал каждого — вне зависимости от одаренности. Воспитанница Центра Надежда Кузнецова из Ивановской области убедилась в этом лично.

«После общения с людьми из Сириуса я поняла, что одаренность — это скорее сочетание большого желания, силы воли и труда. Умение сосредотачиваться, контролировать себя и использовать как можно лучше возможности своего мозга — это и есть одаренность».

Материал подготовлен при содействии Саяны Васильевой, участницы программы дополнительного образования в ОЦ «Сириус» по направлению «Литературное творчество».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Легойда: «Образование во всем мире сейчас в большом тупике» #образование #Легойда 20 марта 2024 16:07
2
Экологический атлас «Сириуса»: взрослая задача для школьников #Сириус #экологический атлас 25 марта 2024 06:09
3
Николай Цискаридзе: «В преподавании кнут — самый главный пряник» #Сириус #балет #Цискаридзе 26 марта 2024 06:09