Физики и лирики: почему сегодня критикуют разделение на «гуманитариев» и «технарей»

Как часто в детстве вы слышали, что ваши неудачи в математике — следствие «гуманитарного» склада ума? Этот ярлык не только не имеет под собой доказательной базы, но даже вредит нашему дальнейшему развитию. Рассказываем, что наука сегодня думает о «физиках» и «лириках» и как развенчивали этот миф.

В 1959 в виде книги «Две культуры и научная революция» была опубликована первая часть лекции «Две культуры». Ее автор — британский ученый и писатель Чарльз Сноу. Тезис Сноу заключался в том, что технические и гуманитарные науки, которые представляли «интеллектуальную жизнь всего западного общества», разделились на «две культуры», и это разделение — серьезное препятствие для обеих сторон в решении мировых проблем.

Эта лекция и последовавшая за ней книга стали причиной широкой глобальной дискуссии о «физиках» и «лириках». В том же году, вслед за Сноу, в СССР в «Литературной газете» выпускает свое стихотворение поэт Борис Слуцкий:

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
Мы, что следовало нам бы
Значит, слабенькие крылья
Наши сладенькие ямбы,
И в пегасовом полете
Не взлетают наши кони
То-то физики в почете,
То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
А скорее интересно
Наблюдать, как, словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.

Что мы говорили, если у нас в детстве не получалась математика? Что мы гуманитарии, и этим всё сказано. Корни такого мышления уходят глубиной в прошлое и сегодня ставятся под сомнения многими современными учеными.

Например, еще в середине прошлого века ученые смогли доказать, что человеческий мозг обладает нейропластичностью, то есть его можно «накачать». Мы можем формировать новые нейронные связи, отвечающие за наши навыки. То есть, если вы хотите лучше разобраться в математике, то, как и в спорте, нужно планомерно и долго решать математические задачи.

Фото: © sdecoret / Shutterstock / FOTODOM

Еще одно интересное исследование было опубликовано в 2010 году. Выяснилось, что занятия музыкой в средней школе помогали детям преуспевать в математике в старших классах. А в 2007 году вообще обнаружили связь между ранними занятиями математикой и дальнейшими успехами в гуманитарных науках.

Также вы наверняка слышали про то, что разные полушария мозга отвечают за разные склонности в обучении. Как будто правое полушарие отвечает за творческие способности, а левое — за логику. Но ученые приходят к выводу, что специализация полушарий не влияет на талант к определенным наукам. Более того, в ходе эксперимента с выборкой в тысячу человек и использованием МРТ было выявлено, что асимметрия развития разных полушарий не определяет характер нашей мозговой деятельности.

Важно понимать: способности в технических дисциплинах — это не только умение быстро считать в уме. Это более широкие навыки анализировать, обобщать, сравнивать и рассуждать. Но именно этими навыками мы пользуемся и на занятиях по гуманитарным дисциплинам!

Главное в любом процессе обучения — это мотивация. Она строится на работе дофаминовой системы и тех стимулах, которые она получает в ходе жизни. Этот механизм работы мозга был эволюционно нам дан как раз для того, чтобы в процессе жизни мы обучались и закрепляли те навыки, которые упрощают нам жизнь и помогают в ней. Поэтому, если на человека вешать ярлык «гуманитарий» или «технарь», мозг получает соответствующий стимул, и у нас отпадает мотивация пробовать что-то новое.

Что делать, если вы хотите избавиться от привычного определения себя? К счастью, сегодня в мире работает концепция life-long learning: вы можете в любой момент попробовать себя в новой роли.

Если у вас есть желание узнать больше о философии, ваше техническое образование не только не помеха, но и преимущество в изучении этой, хоть и гуманитарной, но аналитической дисциплины. Наоборот это тоже работает: сегодня люди с гуманитарным образованием часто приходят в IT-специальности, чтобы получить новую профессию — и отлично с этим справляются.

Еще сегодня много междисциплинарных профессий, которые требуют и системного мышления, и знания психологии. Маркетинговая аналитика невозможна без понимания целевой аудитории и ее запросов, а также культурных особенностей и трендов, на которые уже ложится анализ данных. То есть она лежит на стыке гуманитарного и технического.

Главное — избавиться от искусственных ограничителей в голове. И помнить, что в освоении любой дисциплины важен не столько талант, сколько труд и мотивация.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Почему перед смертью вся жизнь пролетает перед глазами — научное объяснение #мозг #смерть #воспоминания 11 мая 15:11
2
Почему глупеет современное общество и так ли это #мозг #мышление #когнитивистика 14 мая 07:02
3
Как видеоигры меняют наш мозг #мозг #когнитивистика #видеоигры 18 мая 07:03