Кому идти на физфак и кто оттуда выходит?

Нильс Бор, знаменитый физик-теоретик, однажды сказал: «Ученый-физик — это способ атома взглянуть на самого себя». Поэтому, если у школьника — маленькой частицы в этом огромном мире — есть желание исследовать себя и все, что его окружает, преобразовывать это и улучшать, можно смело идти учиться на физфак. О том, как стать физиком, рассказал «С(Ж» автор «Сириус.Курсов», доцент кафедры квантовой теории и физики высоких энергий физфака МГУ, кандидат физико-математических наук Константин Парфенов.

Экспериментатор вы или теоретик?

Константин Парфенов Фото: © МГУ имени М. В. Ломоносова

У ученых-физиков три основных направления работы — инженерно-техническое, фундаментальная наука и прикладная. Первое — это исследования тайн природы. Во втором вы тоже занимаетесь масштабными научными исследованиями. Но здесь вам важно придумать, как их результаты применить для практической цели — в технологии, в быту.

Решить, что ближе — фундаментальная наука или прикладная, — лучше уже к концу школы, но так получается не всегда. При этом стоит понимать, что внутри каждого направления есть деление на экспериментаторов и теоретиков: тех, кто больше работает головой, и тех, кто руками. Понятно, что в идеале физику должно быть подвластно и то и другое, но это не отменяет специализации. 

Чтобы понять, экспериментатор вы или теоретик, конечно, нужно попробовать оба варианта. Это сильно облегчит и выбор и вуза, и кафедры. Теоретик, например, должен хорошо знать математику и получать удовольствие от зубодробительных задач со сложными вычислениями. Если вам по душе их решать, то, наверное, вы ближе к теоретику. А если вам хочется измерить какую-то величину, которую даже не очень понятно, как мерить, а вы придумали, то, возможно, вы экспериментатор. 

Пока я 12 лет работал в учебном отделе МГУ, старался собирать статистику о том, куда идут наши ученики. Около 20–25 % выпускников остаются на физфаке или идут в НИИ. Они занимаются фундаментальной или прикладной наукой. Если выпускник пошел в «Газпром» и считает ударные волны газопроводов, то это все-таки наука. Прикладная, но наука. Многие в качестве подработки переводят статьи по физике. Так складывается в каждой сфере — сочетание научной работы и квалифицированного переводчика. 

Кто-то после физфака стал профессиональным спортсменом, джазовым пианистом, театральным режиссером… Есть даже епископ Грузинской православной церкви.

Физики всегда стремились к разносторонности. А человек, успешно учившийся на физфаке, неплохо знает мир, умеет видеть его красоту и сложность и способен дисциплинированно работать. Это очень организует мышление. 

Умение пренебречь несущественным

Главная ошибка в преподавании и изучении физики — сведение науки к изучению формул. Ни одна формула в физике не работает всегда, у каждой есть своя область применения. Чтобы решать их правильно, нужно понимать явления, а формулы всегда их огрубляют. Одно из самых главных умений профессионального физика — грамотно пренебречь несущественным, а для этого нужно знать, как развивается процесс.

Физики и лирики: почему сегодня критикуют разделение на «гуманитариев» и «технарей»

Читать

В идеале дети с самого начала должны видеть связь между формулами и явлениями, а сейчас выходит, что реальный эксперимент вытесняется даже из школьного образования. Виртуальные эксперименты — это интересно. Они могут быть красиво поставлены, но у них есть один глобальный минус — они всегда получаются. А в реальности это не так. Только когда ты понял изучаемое явление, можно сделать эксперимент чисто, прийти к требуемому результату, подтвердить закон и так далее. Этот процесс необычайно ценен для развития физического мышления, иначе мы получим вместо науки набор догматических убеждений. 

Нужны исследователи, которые будут в первую очередь видеть связь явлений и предложат способ их описания. Без этого даже при феерической технической мощности наука может зайти в тупик или привести совсем не к тому результату, который нужен. 

Человечество вообще ведет себя неразумно — вплоть до того, что может использовать науку для самоуничтожения. 

Поэтому нам нужно, чтобы в науку приходили думающие дети, которые видели бы эти опасности и пытались их предотвратить.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
От мудрости леса до истории «крипты»: восемь книг с ярмарки non/fiction #наука #книги 06 апреля 2024 06:04