Академик Недоспасов о ковиде: эффективные вакцины, осложнения и польза иммунитету
Число заразившихся коронавирусом в России снова пошло в рост. Специалисты не исключают, что осенью ситуация обострится, могут появиться новые штаммы. О том, будет ли новая эпидемия, сложился ли коллективный иммунитет и что каждый из нас получил от ковида, узнали у именитого российского ученого-иммунолога академика РАН Сергея Недоспасова.
— Сергей Артурович, можно ли говорить, что COVID-19 стал сезонным заболеванием, или риск мировой эпидемии сохраняется?
Судя по тому, как эволюционирует коронавирус, маловероятно, что он вызовет новую эпидемию. Такое развитие событий предсказывали многие ученые. С другой стороны, из-за высокой изменчивости вируса существующие вакцины не позволили создать стойкий поствакцинальный иммунитет даже после ревакцинаций. Разумеется, сейчас популяция хорошо защищена от тяжелых форм инфекции всеми прошлыми вариантами SARS-CoV-2. Эпидемиологи считают, что коллективный иммунитет против некоторых вариантов вируса был достигнут. Но сейчас наблюдается подъем заражения новыми мутантными формами. Лично я в местах скоплений людей вновь ношу маску.
За авторством Сергея Недоспасова опубликовано более 300 научных работ. Он входит в сотню самых цитируемых российских ученых и является самым цитируемым российским иммунологом (согласно данным международного ресурса research.com). Его изыскания способствовали развитию науки о цитокинах — молекулярных регуляторах иммунитета и других физиологических процессов. Академик, его коллеги и ученики создали уникальные мышиные модели заболеваний человека, исследовали механизмы патогенеза многих болезней на молекулярном уровне, развили новые подходы к биотерапии, включая разработку прототипов новых лекарств. На основании своих генетических исследований Сергей Недоспасов предложил новую концепцию антицитокиновой терапии, основанную на инновационном подходе к биоинженерии биспецифических антител. Удостоен Государственной премии РФ в области науки и технологий. Сергей Недоспасов — руководитель направления «Иммунобиология и биомедицина» в Научном центре генетики и наук о жизни Университета «Сириус».
— Во время пандемии в обществе много спорили об эффективности вакцин. Какая из них в итоге показала лучшие долговременные результаты?
Консенсус сейчас такой: наиболее эффективными в плане индукции нейтрализующих антител оказались мРНК-вакцины. Неспроста за эту концепцию в прошлом году присудили Нобелевскую премию (хотя не будь пандемии, ее бы едва ли дали). Но для быстро мутирующего вируса их эффективность снижалась так же быстро, как и для других вакцин. Препараты на аденовирусной платформе оказались эффективными против исходных вариантов вируса, но по мере переключения на новые мутантные варианты они тоже потеряли эффективность. Мишенью вакцин этих двух типов был только поверхностный S-белок шипа вируса, и большинство тест-систем нацелены на антитела к этому белку (другие параметры иммунитета рутинно не измерялись).
За что дали Нобелевку по медицине? Устройство мРНК-вакцины простыми словами
ЧитатьА вот традиционные вакцины, основанные на инактивированных вирусных частицах, вызывали иммунный ответ на существенно большее число антигенов. И хотя они индуцировали меньший уровень защитных антител против S-белка, в целом тоже работали хорошо.
Третья отечественная вакцина оказалась неэффективной, мы это увидели по результатам своих исследований еще в 2021 году. Считаю, что разработчиков подвело недостаточное знание фундаментальных основ иммунологии.
Я был среди тех, к кому в начале пандемии обратилось наше руководство с вопросом, сколько вакцин требуется стране. Я ответил, что нужно разрабатывать три, чтобы хоть одна оказалась успешной. Как видите, я оказался почти прав.
Вообще, в мире вакцинировано около 5,5 млрд человек, причем каждый тип упомянутых выше вакцин был применен к астрономическому числу людей — от одного до двух миллиардов! Кстати, как и многие другие сотрудники Научно-технологического университета «Сириус», я был участником комплексного исследования по поствакцинальному иммунитету разными вакцинами, которое еще предстоит опубликовать. Сам был вакцинирован тремя различными вакцинами (включая мРНК-вакцину), но это не уберегло меня от «омикрона» в силу изложенных выше причин.
Вакцины, несомненно, сыграли важную роль в том, что пандемия остановилась, что гораздо меньше людей погибло от этой очень коварной инфекции и что меньшее число выздоровевших получили тяжелые повреждения. Тем не менее последствия будут чувствоваться десятилетиями, так как многие осложнения не были известны медицине по опыту других инфекций.
В Научно-технологическом университете «Сириус» Сергей Недоспасов с коллегами организовал единственную в своем роде программу магистратуры «Иммунобиология и биомедицина». Проходящие ее студенты с первого семестра вовлечены в научные исследования, посвященные фундаментальным механизмам иммунного ответа.
Как устроена уникальная магистерская программа для иммунологов в «Сириусе»
Читать— Многочисленные исследования подтверждают, что заражение коронавирусом негативно влияет на мозг, почки и другие органы. Сможем ли мы когда-нибудь избавиться от этих последствий, придумать лекарство?
Коронавирус использует для входа в клетку в качестве рецептора ангиотензин-превращающий фермент (АСЕ2). Это важная регуляторная молекула, закрепленная на мембране многих типов клеток и участвующая в регуляции физиологии сердечно-сосудистой системы. Она знать не знает, что вирус «выбрал» ее как зацепку для попадания в клетку. И хотя главная патология этой вирусной инфекции называется «атипичная пневмония», ее попадание в клетки кишечника, почек, сердца, глаз, мужской репродуктивной системы отчасти объясняет широкий спектр возможных осложнений. Разумеется, для всех конкретных осложнений есть какие-то «симптоматические» лекарства, но главное средство — профилактическая вакцинация (или легко перенесенная инфекция). Кстати, оптимальная активация защитного иммунитета против большинства вирусов позволяет удалить из организма практически все зараженные клетки.
В отличие от ВИЧ-1, ковид не остается в организме надолго, но до своего удаления он успевает оставить «шрамы» в разных органах
— Чему «научился» наш иммунитет благодаря COVID-19? Стал ли он сильнее?
Ковид, несомненно, «натренировал» наш иммунитет, особенно у тех, кто перенес инфекции. Конечно, лучше, чтобы это произошло в легкой форме. В целом наш иммунитет стал сильнее по отношению именно к разным вариантам SARS-CoV-2. Но он не защитит нас, к примеру, от гриппа или кори, если только вы той же корью не переболели раньше.
Тем не менее концепция «тренированного иммунитета» — относительно недавняя глава фундаментальной иммунологии. Я только что был на Европейском конгрессе по иммунологии и оценил, сколько работы делается в этом направлении. Разумеется, и по проблеме ковида там были буквально сотни презентаций — тема остается крайне актуальной.
Что будет, если вакцинироваться от коронавируса 217 раз?
Читать