Книга недели: уникальное свойство человека
Почему, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается человек из-за прямохождения, оно сохранилось и стало нашей отличительной чертой? И отчего такой тип передвижения так и не закрепился у других видов? На эти вопросы в своей книге отвечает палеоантрополог Джереми Десильва.
Первые шаги. Как прямохождение сделало нас людьми
Джереми Десильва
«Нас привлекают животные, поведение которых напоминает наше собственное. Мы выкладываем короткие видео с козами, издающими звуки, похожие на человеческие, и сибирскими хаски, в вое которых можно услышать I love you. Мы умиляемся при виде ворон, скатывающихся с крыши, как с горки, и обнимающихся шимпанзе. Они напоминают нам о нашем родстве с остальным миром природы. Пожалуй, больше любых других типов поведения нас поражает прямохождение. Множество животных поднимаются на задние ноги, чтобы осмотреться или принять угрожающую позу, но люди — единственные млекопитающие, которые всегда ходят на двух ногах. Если же так ведет себя другое животное, нас это очаровывает».
«Палеонтологическая летопись свидетельствует о том, что наши предки начали ходить на двух ногах задолго до того, как у них выработались другие специфические для человека признаки, включая большой мозг и речь. Хождение по земле на двух ногах вывело нас на уникальный эволюционный путь вскоре после того, как линия наших обезьяноподобных предков отделилась от рода шимпанзе».
«Можно ли с помощью конвергентной эволюции объяснить появление прямохождения? Если брать в расчет только ныне живущих млекопитающих, ответ будет отрицательным, поскольку мы единственные прямоходящие среди млекопитающих. Если бы другие млекопитающие постоянно ходили на двух ногах, мы могли бы изучить их и узнать, как прямохождение помогает им выживать. Упрощает ли оно добывание пищи? Обеспечивало ли какое- нибудь преимущество в тех древних местообитаниях, в которых они некогда жили? Возможно, такой способ передвижения как-то связан с брачной стратегией? Ответы на эти и подобные вопросы, относящиеся к гипотетическим двуногим млекопитающим, дали бы нам важные подсказки в отношении того, почему у древних людей выработался именно такой способ локомоции. Но поскольку других прямоходящих млекопитающих, которых мы могли бы изучать, не существует, отделить обоснованные гипотезы от откровенно сомнительных чрезвычайно трудно».
«По мере того как наши предки все больше использовали бипедальную локомоцию, у них изменялась форма таза. В действительности, таз изменился сильнее любой другой части нашего скелета, из высокого и узкого постепенно превращаясь в короткий и массивный. Укороченное расстояние между крестцово-подвздошным и бедренными суставами опустило центр тяжести наших двуногих предков, сделав их более устойчивыми и эффективными при прямохождении. Однако из-за сокращения расстояния между спиной и бедрами уменьшились размеры родовых путей. Теперь детям приходилось поворачивать голову в сторону и разворачиваться во время родов вокруг своей оси».
«Ежедневная ходьба не только предупреждает развитие некоторых видов рака и снижает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, но может также предотвращать возникновение аутоиммунных болезней и позволяет контролировать диабет второго типа, снижая уровень сахара в крови. Она улучшает сон и снижает кровяное давление. Она уменьшает уровень кортизола, помогая ослабить стрессовую нагрузку. Согласно результатам исследования, охватившего почти 40 000 женщин старше 45 лет, 30-минутная ежедневная прогулка сокращает риск инсульта на 27 %. Несмотря на пользу для здоровья и похвальные попытки заставить наше сидячее население встать на ноги, это тяжелая битва. Многие футурологи предсказывают, что времена, когда мы были ходящим видом, скоро останутся в прошлом».
Джереми Десильва. «Первые шаги. Как прямохождение сделало нас людьми». М.: «Альпина нон-фикшн», 2024. — 422 c.