Искусство против искусственного интеллекта: что будет с художниками?
Развитие нейросетей изменило привычный подход не только к изобразительному искусству, но и к роли художника. Мы подумали, что это отличный повод вспомнить, как сменяли друг друга арт-направления недавнего прошлого, и поразмышлять о том, чего ждать в будущем.
Неоднозначное современное искусство, задачи творца и отношение к искусственному интеллекту мы обсудили с доцентом Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Анастасией Николаевой-Берг.
Как появилось современное искусство
Пожалуй, один из главных признаков современного искусства — это споры, которые вокруг него ходят. Причем даже в вопросе определения. Одни историки считают, что оно родилось вместе с импрессионизмом в конце позапрошлого века. Другие уверены, что причиной появления нового арт-взгляда послужило окончание Второй мировой войны. Как бы то ни было, можно уверенно сказать, что современное искусство пришло на смену модернизму и стало частью постмодернизма.
В том виде, в каком мы его знаем, современное искусство сформировалось на рубеже 1960-х–1970-х годов, а термин впервые появился в работах американского искусствоведа и критика Розалинды Краусс в 1985 году. Она разделила понятия «современное искусство» и «актуальное искусство», отметив, что не все, что создается сейчас, бывает насущным.
В современном искусстве главная задача — поразить зрителя, заставить о чем-то задуматься и посмотреть на это по-новому. Художник дает простор наблюдателю для размышлений и интерпретаций, предлагая увидеть в произведении собственные смыслы и идеи. Именно поэтому сегодняшние выставки кажутся многим непонятными, а экспонаты настолько простыми, что их способен повторить даже ребенок.
Как понять современное искусство
О том, как понять современное искусство, написано множество книг и пособий. Из них можно узнать, как зрителю понять произведение, какие вопросы себе задавать, разглядывая картину. Впрочем, иногда стоит прислушаться и к чужому опыту. Своим поделилась художник Анастасия Николаева-Берг.
Анастасия Николаева-Берг — доцент кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член Союза художников России. Постоянный педагог и автор программ Образовательного центра «Сириус» по основам академической художественной школы.
«Мое знакомство с современным искусством произошло во время стажировки в Берлинской академии художеств (HdK Berlin) в 1994–1995 годах. Я попала на выставку нью-йоркского Museum of Modern Art (MoMA), которая была представлена в Берлине. Она встречала посетителей огромной очередью.
При просмотре произведений у меня случился культурный шок. Все, что там было, не вписывалось в те правила, которым учат в Русской академии художеств: никакого классического стиля, фигуративного смысла. Произведения хоть и оригинальные, но непонятные и даже с агрессивными посылами. Меня спасли мои друзья-искусствоведы из Берлинской академии. Они объяснили мне, как воспринимать эти картины. Сказали, что не нужно смотреть на работы как на законченные произведения.
При просмотре нужно найти внутренние ассоциации или образы, которые заговорят с тобой. Возбудить свою фантазию, чтобы увидеть что-то новое
Я стояла перед огромным белым холстом, на котором были изображены черные пятна и запятые. Это была картина Роберта Раушенберга. Обескураженная от увиденного, я обсуждала ее со своими коллегами. Мы пришли к тому, что эта картина своей белизной напоминает необыкновенную жару в Алжире или Марокко, когда от солнца плавится все вокруг и цвета вокруг больше не существует, только белое марево. А запятые похожи на ажурные кованые ворота, которые так часто встречаются в этих местах. Я смогла увидеть это, включив фантазию и образное мышление.
Тогда мне стало ясно, что современное искусство, в отличие от классического западноевропейского, где мастера показывают красоту и совершенство мира, дает нам возможность разглядеть нечто большее. В нем нет статичности, оно каждый день разное».
ИИ и искусство
Сегодня в искусстве сформировался тренд на цифровизацию: художники экспериментируют с нейросетями, создают виртуальные миры, превращают свои произведения в NFT-токены и продают их по всему миру, не выходя из дома. Такой формат не требует специального хранения и доступен для показа в любом месте, где ловит связь.
Что такое NFT, насколько это экологично и причем тут котики?
ЧитатьИ конечно, компьютеризацию искусства усилили генеративные нейросети, способные создавать изображения по запросу. Пока одни с недоверием присматриваются к новому инструменту, другие им активно пользуются. В 2022 году художник Джейсон Аллен представил на конкурсе изящных искусств в Колорадо картину, созданную совместно с искусственным интеллектом. Его работа «Театр космической оперы» заняла первое место в категории цифрового искусства и вызвала множество споров по поводу авторского права и того, кого все-таки считать создателем произведения.
«Цифровое искусство — достижение нашей цивилизации. Для меня это новый вид искусства — не хороший и не плохой. Люди, которые имеют фундаментальное художественное образование, обладают знаниями, талантом, умением видеть красивое, могут с умом использовать ИИ. Это отличный инструмент для профессионалов. А как с ними обращаться, решать только им.
Сейчас происходит эволюция цифрового искусства. И я рассчитываю на то, что оно останется в рамках гуманности, а не уйдет в иронию и уничижение. Надеюсь, что технологии не станут инструментом обесценивания труда художника», — подытоживает Анастасия Николаева-Берг.