Как стать художником: советы доцента Петербургской академии художеств

В мире, где искусственный интеллект пишет картины, а онлайн-курсы по дизайну заменяют высшее образование, профессия художника кажется устаревшей. Но действительно ли классическое изобразительное искусство вышло из моды? О том, почему видеть как живописец может каждый, где искать вдохновение и в чем главная миссия современного творца, «Сириус(Журналу» рассказала преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств Анастасия Николаева-Берг.

Анастасия Николаева-Берг — доцент кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член Союза художников России. В 2017 году стала наставником для начинающих художников в Университете искусств и дизайна китайского города Шэньчжэнь, а в 2022-м отправилась передавать традиции русской реалистической живописи в Африку. 

Анастасия Николаева-Берг (стоит в центре) на защите художественных работ в Образовательном центре «Сириус» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

— Анастасия Геннадиевна, можно научиться смотреть на мир как художник или это врожденное? 

Не все люди видят красоту, многих просто не научили. У всех есть внутренняя тяга к прекрасному и способность различать его, поэтому задача родителей и учителей — научить видеть красивое. Я бы вообще ввела такой обязательный курс в школе.

Но как понять, что красиво? В природе есть определенная гармония, прежде всего — в пропорциях окружающего. Это первое, чему учат в классическом искусстве на примерах античных колонн и гипсовых голов. Это один из критериев, по которым художники оценивают красоту. 

Вторым пунктом я бы назвала цвет. В нем есть и красота, и гармония. В старых трактатах приводятся удачные сочетания цветов, и эти знания применяются художниками уже много веков. Ярче всего это отражено в русской иконе. 

Видеть как художник — это, прежде всего, войти в этот мир как художник. А как в него войти, если не через музей?

Самый главный и простой совет — чаще ходите в музеи, где представлено классическое искусство. Так можно постигать элементарные законы красоты и развивать внутренний вкус. Даже если вам никто не объяснит значение картин, образы запомнятся. И дальше при столкновении с непонятным явлением в искусстве ваш мозг автоматически сравнит его с канонами из музея. К тому же там мы можем наблюдать произведения искусства в их истинном масштабе. Нужно видеть их вживую, а не искать на страницах книг или в интернете. 

— Где искать вдохновение? 

Первыми примерами живописи для меня были европейские полотна. Со студенчества я вдохновляюсь работами Паоло Веронезе. Он считается учеником и соратником Тициана Вечеллио. Это те самые гении, которые мне понятны. Из их работ я постоянно узнаю что-то новое. 

Оказываясь в новом городе, я всегда отправляюсь в музей. Потому что для меня это культурный код того места и людей, с которыми я сейчас буду взаимодействовать. В зрительном искусстве все становится понятно сразу: ценности, приоритеты, идеалы красоты, интеллектуальный уровень народа. Я считываю это и использую как инструмент в беседе, преподавании и частично перенимаю в свои картины. Это очень помогло мне, когда я преподавала в Китае и Африке. 

Своих студентов в Санкт-Петербурге я постоянно отправляю в Эрмитаж, потому что он наполнен всеми видами и всеми культурами мира. Здесь творили лучшие представители практически всех стран. Уникальное место. В Москве за вдохновением я иду в Третьяковскую галерею. Стараюсь посещать галереи не реже одного раза в неделю, чтобы отдохнуть от студенческих работ и накопить творческую энергию для своих картин. 

— Стоит ли получать высшее художественное образование, когда есть онлайн-курсы?

Если онлайн-обучение существует, значит, людям оно необходимо. С другой стороны, какой уровень образования оно дает? Если это база, которой достаточно потребителю, то она будет на определенном уровне, вряд ли высоком. Это отличный старт для получения высшего образования. 

Анастасия Николаева-Берг на презентации своей выставки «Африка. Цвет жизни» в Университете «Сириус» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

В высшем образовании есть главный плюс — преподаватель. Все великие ученые, философы, поэты и художники рождались во время работы с педагогом. Непосредственный контакт с учителем дает возможность подняться росткам таланта, увидеть со всех сторон волнующую проблему и обсудить ее с тем, кто уже проходил этот путь. Я считаю, что онлайн-курсы — это азбука, которая хороша до определенного момента. 

Именно с учителем можно стать мастером. Но станет ли художник гением — это уже вопрос случая

— Как найти идеального учителя? 

На самом деле, это вопрос везения, но есть важные критерии, по которым можно найти своего наставника: личное с ним соприкосновение, анализ результатов как его самого, так и учеников. При этом не стоит забывать, что идеальный педагог для каждого свой. Его поиски похожи на покупку одежды. Надо собрать информацию, оценить отзывы, обратить внимание на заслуги (как самого преподавателя, так и его учеников). 

Как педагог я могу сказать, что всегда счастлива, когда ко мне приходят учиться с базовыми познаниями. Когда ученик посещает музеи и знает главные постулаты искусства: историю живописи, биографии художников.

Анастасия Николаева-Берг — постоянный педагог и автор программ Образовательного центра «Сириус» по основам академической художественной школы. В этом году стартовала разработанная ей новая уникальная программа для юных скульпторов и художников — «Основы академической художественной школы: композиция в живописи и скульптуре». Руководитель программы — Семен Михайловский, ректор и профессор Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина.

Практически весь июль в Образовательном центре «Сириус» талантливые школьники со всей России знакомились с академическими традициями в живописи и скульптуре, изучали нюансы работы с глиной, темперой (тоном) и маслом. В итоге каждый создал собственное художественное произведение, которое представил на выставке учебных работ. Уникальная программа прошла впервые, а одним из педагогов выступила Анастасия Николаева-Берг.

— Как стать известным художником?

Известность художника — самая долгая, которая существует. Мы до сих пор смотрим на работы Рафаэля Санти, его слава вечна. Практически все известные художники обрели популярность после смерти, поэтому в нашей сфере важно просто делать свое дело и верить, что его оценят. 

Я всегда призываю студентов не рваться за популярностью и не размениваться на сиюминутные вспышки. Хоть признание общества и бывает приятным. Если это истинное искусство от души и ума, оно останется в веках.

Быть популярным сейчас — большая удача

— Почему классическая живопись будет жить вечно? 

Классическая живопись — это то, что было, есть и будет. Она может подвергаться изменениям, обогащаться или, наоборот, расставаться с некими элементами, но стержень уже проверен веками. Его можно сравнить с позвоночником в организме — без него не будет критериев и опоры у всего искусства. 

Цивилизации часто оставляют следующим поколениям каноны в классическом искусстве. Другое дело, как мы к ним относимся —понимаем и применяем ли их. Для этого и необходимо фундаментальное художественное образование. Оно позволяет постигать достижения наших предшественников, осознавать их важность и идти дальше на основе этих знаний. Это все равно что подойти к египетской стеле и не просто увидеть иероглифы, а прочитать написанное.

Жителям и гостям «Сириуса» тоже посчастливилось попасть на мастер-класс художницы Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Что смотреть и читать, чтобы понимать классическое искусство? 

  • Древний обычай призывал беременных женщин концентрироваться на красивом и не смотреть на огонь и прокаженных. Я с этим согласна. Наши глаза — это свет, который соединяет нас с этим миром, а образцы искусства — связующая нить с прекрасным. 
  • Наблюдайте за природой (цветами, деревьями, морем, закатами), именно она дает нам лучшие примеры красоты. Те вещи, которые кажутся обыкновенными, на самом деле такими не являются. 
  • Свое восприятие картин и эмоции от них можно дополнить фактами из жизни их авторов, поэтому советую читать биографии и автобиографии художников. В русской живописи практически каждый художник оставил книгу: Илья Репин («Далекое близкое»), Владимир Лебедев (дневники), Валентин Серов (письма) и многие другие. 
  • Не забывайте и о книгах по истории искусств. Сейчас много хорошей литературы. 
  • Советую журнал своего детства — «Юный художник». Он выпускается до сих пор, и это идеальное решение для начинающих. Туда пишут действующие педагоги и специалисты-искусствоведы. Базовые вещи там даются легко и в нужном объеме, есть профессиональный язык и сообщество экспертов. Издание будет интересно и неподготовленному ребенку, и взрослому, который только знакомится с миром искусства. Мои родители тоже с удовольствием читали этот журнал. 
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Сергей Андрияка — о том, как сейчас не упасть в пропасть #Сириус #живопись #Сергей Андрияка 31 января 2024 07:24
2
«Африка. Цвет жизни»: яркая выставка живописи открылась в «Сириусе» #Сириус #живопись #Африка 23 апреля 2024 18:31
3
Военная живопись: дух Великой Отечественной в картинах #художник #картины #Великая Отечественная война 09 мая 2024 06:05