В храме Гроба Господня случайно нашли алтарь крестоносцев

Об этой святыне крестоносцев ходили легенды, и практически 200 лет археологи считали ее бесследно пропавшей — речь об искусно украшенном алтаре из храма Гроба Господня. Его потеряли в позапрошлом веке при загадочных обстоятельствах, и лишь счастливый случай и внимательность двух историков помогли открыть тайну.

Первый крестовый поход на Святую землю состоялся в 1099 году. После взятия Иерусалима европейские рыцари начали восстанавливать храмы, разрушенные при халифе Аль-Хаким Биамриллахе. Главной целью стало восстановление храма Гроба Господня — места притяжения христиан. Масштабная стройка началась в 1130 году и закончилась 17 лет спустя. 15 июля 1149 года — в день 50-й годовщины взятия Иерусалима — храм повторно освятили.

Храм Гроба Господня — это храмовый комплекс в христианском квартале старого Иерусалима. Верующие считают, что он стоит на том самом месте, где был распят Иисус Христос. Там же, по легенде, он был погребен, а затем воскрес. Здание не раз было разрушено, но его неизменно восстанавливали. Священное место открыто для паломников. 

Главный алтарь храма называют самым большим известным средневековым алтарем в романском стиле. О красоте этой отделанной мрамором святыни писали многочисленные паломники. Он несколько веков украшал главный зал храма, пока неожиданно не исчез. Предполагается, что это случилось в 1808 году во время большого пожара. С тех пор многие историки считали его уничтоженным или бесследно пропавшим, однако попыток найти его не оставляли.

Внутри храма Гроба Господня Фото: © maziarz / Shutterstock / FOTODOM

Все это время храм продолжали изучать, там проводились археологические раскопки. В то же время его посещали тысячи паломников. Но никто не обращал должного внимания на загадочную каменную плиту, прислоненную к стене в заднем коридоре храма. Только туристы повадились оставлять на ней надписи в стиле «здесь был Вася».

Но примелькавшийся объект недавно все-таки решили внимательно изучить. Это сделали археолог Амит Раэм из Управления древностей Израиля и историк Илья Беркович из Австрийской академии наук. Оказалось, что плита весом в несколько тонн со скрытой стороны была украшена мраморной мозаикой, выполненной в уникальной технике косматеско. Специалисты быстро идентифицировали находку — это был тот самый, некогда великолепный фасад средневекового алтаря крестоносцев.

Было совершенно неожиданно, что нечто столь важное могло так долго лежать незамеченным в этом месте

Илья Беркович

Случайные находки в археологии не редкость. Часто на месте раскопок происходят забавные случаи, приводящие к грандиозным открытиям. Так случилось и в Имеретинской низменности в 2008 году, когда специалисты изучали останки византийского храма IX–X веков. Особую ценность представлял огромный подземный склеп, аналогов которому на территории Европы нет.

Примерно так выглядел византийский храм, останки которого сегодня находятся в «Сириусе» Иллюстрация: Пресс-служба «Сириуса»

«Находка склепа сопровождалась интересной, почти детективной историей. Археологи, расчистив внутренние помещения до пола, еще чертили планы, проводили замеры и делали описание. Один из сотрудников экспедиции присел на большой прямоугольный камень, который лежал в углу храма, у него из рук выпал ластик и закатился в щель. Чтобы его достать, решили немного плиту подвинуть. Когда ее переместили, открылся вход в склеп. Он сохранился в первозданном виде. Внутри были видны скелеты и черепа погребенных там членов христианской общины. Спускаясь туда, вы попадаете в Х век», — рассказал «Сириус(Журналу» руководитель Причерноморской экспедиции Института археологии РАН Алексей Ворошилов, который присутствовал на месте.

Кроме того, древний артефакт натолкнул историков на дополнительное исследование. Находка стала свидетельством ранее неподтвержденной связи между Римом и Иерусалимом. Все потому, что она была украшена в технике косматеско. Ее характерные черты — мелкие кусочки мрамора разных цветов. Так умели делать только мастера из Рима — семья Космати. При этом технологию скрывали, передавая ее из поколения в поколение. Семейный «бизнес» строился на заказах Папского Престола.

За пределами Рима известны лишь несколько произведений искусства в технике косматеско, а за пределами Италии — только одно. Оно находится в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, куда папа послал одного из своих мастеров. Алтарь крестоносцев доказывает, что католическая церковь была готова отправить в Иерусалим уникального мастера. Это говорило об особом расположении.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как убивает вулкан: пример жителей Помпей #вулкан #Помпеи 28 августа 2023 16:08
2
Пирамида, которой 27 тыс. лет? Гора на Яве в центре археологического скандала #археология #пирамиды 10 декабря 2023 06:40
3
Самое древнее вино со страшным сюрпризом внутри нашли археологи #археология #вино 22 июня 2024 11:03