Нотная грамота: как преподавать музыку и делать сольфеджио интересным? 

Мастер нейролингвистического программирования, заслуженный деятель искусств и эксперт по сольфеджио — все это о профессоре Московской консерватории им. Чайковского Марине Карасевой. О «цветном» слухе, темах «на вырост» и о том, что такое типично сириусовское мышление, она рассказала в интервью «С(Ж». 

Марина Карасева — заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России. Защитила докторскую диссертацию по теме «Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха». Имеет международный сертификат мастера нейролингвистического программирования (M. A. NLP). Говорит на нескольких европейских языках, изучает японский.

О методике

Для юных музыкантов важно понять не черты абстрактного музыкального стиля, а то, каким будет его конкретное выражение, элементы его языка и их воздействие на человека. 

Что такое сольфеджио?

Термином «сольфеджио» обозначают пение, при котором вместо слов произносят названия нот, музыкально-теоретическую дисциплину, развивающую музыкальный слух, а также упражнения для голоса, исполняемые без слов (по-русски они чаще называются вокализами). Слово произошло от итальянского solfeggiare — «петь слогами».

В «Сириусе» мы работаем с выработкой таких интересных вещей, как синестезия (явление, при котором воздействие на один орган чувств вызывает ощущения, соответствующие другому, например «слышать цвет», «видеть аромат». — Прим. ред.). Дети знают, что она была у выдающихся музыкантов — Скрябина, Римского-Корсакова. Когда они слышат от меня, что и у них может быть «цветной» слух, им становится очень интересно — ребята как бы пропускают звуки и аккорды через себя. С одной стороны, это расширение и обогащение навыков исполнителя, с другой — познание нового, лучшее понимание самого себя, своих ощущений, а с третьей — ускорение учебного процесса. 

То, что проходит через собственные чувства, через сенсорные переживания, запоминается гораздо лучше

Многие базовые вещи нужно делать именно в школьный период, но часто знания по элементарной теории музыки к концу курса гармонии забываются, и многое приходится объяснять заново. 

Марина Карасева Фото из личного архива Марины

Представьте, что вы проходите тему «Собака» в разные годы. В один год изучаете блок «Пудель», в другой — «Болонка». И это вместо того, чтобы выучить сразу, что такое собака, какие бывают породы, то есть собрать это в голове в единый «органайзер». То есть существующую академическую программу можно уплотнить по времени, что я и стараюсь делать, работая с ребятами в «Сириусе». Тем более что в группах бывают ученики из разных классов и с разными уровнем подготовки. Подключение единого «органайзера» не дает возможности скучать тем, кто знает больше, и достаточно быстро обучает тех, кто еще вчера про условную тему «Собака» почти ничего не знал.

Так же с выработкой навыков. Мы учимся писать двухголосные диктанты с теми, кто их, может быть, в первый-второй раз в жизни пишет. А это бывает очень трудно, особенно инструменталистам-«одноголосникам» — духовикам и струнникам. На уроке одни учатся на уровне того, как это писать, чтобы помочь развить слух, а другие быстро пишут и делают более сложную работу — например, гармонический анализ двухголосия. 

В результате в «Сириусе» у меня на уроке все дети заняты, потому что по разработанной мною методике одну и ту же тему можно пройти даже с разным теоретически-слуховым опытом. 

Получается эффективное обучение за короткий промежуток времени

С одной стороны, кажется, что в «Сириусе» на сольфеджио мы с ребятами не следуем учебной поклассовой программе буквально. Часто темы идут как бы «на вырост». С другой стороны, изучая историю музыки, мы также расширяем круг музыкальных стилей и их выразительных возможностей. Ребята слушают и анализируют музыку XX века — например, Дебюсси, Шенберга, Онеггера. Или же старинных авторов — например, Рамо. И делают это с удовольствием, говоря: 

«Здорово, что мы проходим что-то свежее и новое!»

Главный фокус в том, что я при всем этом абсолютно бюрократически следую академической программе. Просто я даю ребятам «ключи» для ее более комфортного и быстрого прохождения. 

О детях в «Сириусе»

У всех, кто приезжает в «Сириус», есть общее свойство — стремление работать и добиваться. Они привыкли преодолевать трудности, им это нравится. После окончания курса я всегда получаю обратную связь. Выяснилось, что уроки по сольфеджио понравились участникам программы даже больше уроков по истории музыки, которые для них тоже были очень интересными, потому что «было труднее». Им приятно побеждать самих себя. 

Это типично сириусовское — дети заточены не просто на успех, а на внутреннюю работу

А когда к ученику приходит неожиданный успех, у него начинается эйфория, он окрылен. Таких случаев в моей практике в «Сириусе» достаточно много — они разные, часто зависят от объективных трудностей, иногда возникают в результате самой специфики деления на группы. Дети объединяются обычно по возрастному принципу, поэтому в одном потоке могут оказаться и духовики, и пианисты.

Совместная репетиция детей и музыкантов Российского национального молодежного симфонического оркестра в Образовательном центре «Сириус» Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Или сложность, связанная с особенностями преподавания в отдельных регионах. К примеру, приехала однажды в «Сириус» девочка-скрипачка из далекой областной школы — очень способная, но со слабой теоретической и практической подготовкой. Ей одногруппников своих надо было догонять — и она справилась и даже перегнала их в чем-то.

Другая типичная ситуация: в группе оказываются дети одного возраста, но обучающиеся в классах или на курсах ниже уровнем. Так, например, произошло с участницей одной из программ: все ребята в группе, кроме нее, уже занимались гармонией, а она еще к ней не приступала. Было трудно, но девочка включилась в это «интеллектуальное приключение» и благодаря моей вертикальной стратегии и своему упорству быстро стала вникать в суть дела и показывать хорошие результаты.

О нагрузке

Когда у меня проходит первый урок, дети прилично нагружаются. А к третьему занятию вижу, что они в восторге от того, что получилось, и хотят продолжения. Помимо нагрузки, тут должен быть интерес к тому, что они делают. Как его генерировать и поддерживать на уроке — дело педагога.

Диктант в сольфеджио — это запись нотами незнакомой музыки на слух Фото: © Алексей Складчиков / Пресс-служба «Сириуса»

Русская исполнительская школа стоит на преодолении сложностей и внутреннем саморазвитии. Мы настраиваем ребенка на то, что вечного праздника не будет: мы живем в реальном мире, вырабатываем жизненные навыки. Ребенку надо научиться справляться с любыми трудностями.

Все сириусовские ребята — отличные инструменталисты, и если они пойдут по профессиональному пути, то впереди их ждут суровые экзамены

Я участвую в программах «Сириуса» с 2016 года, поэтому теперь нередко узнаю бывших воспитанников среди сдающих приемные экзамены в коридорах Московской консерватории, и это очень приятно! Со многими и после «Сириуса» мы поддерживаем связь через соцсети.

О самообразовании

В учебнике вы получите информацию о том «что», но не узнаете «как». Скажем, у вас есть вклад в банке, но вы ничего не понимаете в банковских делах. Тогда вы будете разбираться сами или обратитесь финансовому консультанту. Грамотный консультант может посоветовать вам наиболее выгодную стратегию вложения средств (в нашем случае способностей детей), с тем чтобы отдача от вклада была существенно выше.

5 книг, которые помогут глубже понять музыку

Читать

Конечно, я рекомендую ребятам из «Сириуса» специальные учебные пособия, по которым можно самим заниматься. Особенно если у себя в регионах они вынуждены быть «первыми парнями на деревне», когда остальные не собираются профессионально идти в музыку.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Полная афиша первого Весеннего музыкального фестиваля «Сириус» #Сириус #музыка #фестиваль 07 марта 2024 14:52
2
История всемирных фестивалей молодежи и студентов в нашей стране #Сириус #Россия #молодежь 01 марта 2024 00:38
3
Как устроена детская программа Всемирного фестиваля молодежи #Сириус #Всемирный фестиваль молодежи 01 марта 2024 22:49