Недосып мешает накоплению опыта

Регулярный недосып ослабляет иммунитет, может спровоцировать проблемы с метаболизмом и психические расстройства. А еще снижается концентрация внимания и страдает память. Мы уже писали о том, как именно мозг отбирает важную для сохранения информацию во время сна. Теперь расскажем, почему вспоминать станет тяжелее, если экономить на отдыхе.

Нервные клетки мозга только изредка действуют в одиночку. Обычно они работают сообща, образуя при передаче сигнала повторяющийся рисунок. Можно представить себе, как цепочка нейронов в виде лампочек загорается друг за другом, после чего сигнал повторяется. Таким же образом происходит и островолновая рябь, при которой большие группы нервных клеток активируется друг за другом в определенном темпе. Такие ритмичные пульсации возникают в гиппокампе — эта область мозга играет важную роль в формировании памяти. Ученые считают, что повторяющиеся сигналы укрепляют связь с неокортексом, где воспоминания будут храниться.

Гиппокамп — парная структура и часть лимбической системы Фото: © Sebastian Kaulitzki / Shutterstock / FOTODOM

Ученые из University of Michigan Medical School провели серию экспериментов на крысах (результаты опубликованы в журнале Nature), чтобы выяснить, почему недосып приводит к нарушениям памяти. В течение нескольких недель исследователи фиксировали активность гиппокампа у семи грызунов, исследовавших лабиринты. При этом ученые регулярно нарушали сон одних животных, а другим позволяли спать вдоволь.

У крыс, которых неоднократно будили, уровень активности островолновой ряби был такой же или даже выше по сравнению с сородичами, которые нормально спали. Но характер пульсаций стал менее организованным и слабым. А после того как лишенным сна животным снова удалось выспаться, нейронные паттерны восстановились.

Возможно, после неоднократного прохождения лабиринта подопытным крысам он уже снился, но на фоне недосыпа пройти заново его не удавалось Фото: © Oleg Senkov / Shutterstock / FOTODOM

Судя по всему, неорганизованная островолновая рябь лишенных сна крыс не позволяла их мозгу правильно отмечать те воспоминания, которые следовало поместить в долговременную память. В результате животные будто бы лишались приобретенного опыта и не могли сделать то, что им удавалось раньше, — пройти лабиринт.

Дело в том, что островолновая рябь возникает во время бодрствования и глубокого сна. То, что мышам не давали полноценно отдохнуть, привело к недостаточно эффективной обработке воспоминаний в их мозге. Количество пульсаций не имело значения, а вот качество — да. Выходит, если ты не выспался, то сколько ни повторяй, а запомнить будет сложно.

Значит, есть критическое окно для обработки информации во время сна. В теории это можно использовать для предотвращения попадания воспоминаний в долговременное хранилище, что оказалось бы полезным для людей, недавно переживших травмирующий опыт. Также авторы эксперимента считают, что результаты подобных исследований помогут в разработке методов улучшения памяти.

Как сон влияет на успеваемость? #исследование #сон #студенты 16 февраля 2023 17:55