Существует ли внутренний ребенок и как он влияет на наши поступки?
Если вы думаете, что детство заканчивается с наступлением совершеннолетия, то многие психологи считают иначе. Специалисты используют термин «внутренний ребенок», чтобы описать связь взрослого «я» человека с его детским опытом, воспоминаниями и эмоциональными травмами. Считается, что именно этот фактор влияет на многие решения, которые мы принимаем, и на то, как реагируем на окружающий мир. Решили разобраться, так ли это.
Кто там внутри?
Внутренним ребенком принято называть бессознательную часть психики взрослого человека, которая отвечает за пережитые в детстве опыт и чувства. Этот багаж из прошлого мы всегда носим с собой и при определенных обстоятельствах открываем его. Проявляется это в стрессовых ситуациях и спонтанных порывах, интуитивно принятых решениях и неосознанных желаниях. Все это может иметь как позитивный, так и негативный контекст.
Внутреннего ребенка часто ассоциируют с инфантилизмом, но это ошибка. Согласно популярной теории, предложенной американским психологом Эриком Берном, каждая личность несет в себе три модели поведения: родителя, взрослого и ребенка. Эти роли попеременно сменяются в зависимости от ситуации и берут на себя управление. Поэтому подавляя какую-то из них, человек отказывается от естественного проявления своей личности и наносит вред своему психологическому состоянию.
Считается, что с помощью работы с внутренним ребенком (например, во время медитации) человек может исцелиться от детских травм, осознать причины своих реакций и разрешить внутренние конфликты. Это, в свою очередь, способствует эмоциональной зрелости, повышает самооценку и позволяет выстраивать здоровые отношения с окружающими.
Как родился внутренний ребенок?
В психологии понятие «внутренний ребенок» появилось достаточно давно. Еще основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своих трудах уделял большое внимание детским переживаниям и их влиянию на человека во взрослом возрасте. Размышляя о сексуальности и эдиповом комплексе, он делал акцент на то, как на формирование личности влияет развитие в ранние годы.
Первые шаги к формированию концепции внутреннего ребенка сделал психиатр и основатель аналитической психологии Карл Юнг. Он создал систему архетипов, куда включил образ «божественного ребенка» — это не только «картина определенных забытых фактов из нашего детства», писал Юнг, но и «предсознательный, младенческий аспект коллективной души». Именно он возвышается над нашим сознательным, влияет на поступки и играет ключевую роль во взрослении.
Дальнейшее развитие теория получила в конце 1950-х годов благодаря создателю трансакционного анализа Эрику Берну. Американский психолог рассматривает три эго-состояния, каждое из которых имеет собственный тип поведения. Они формируются на основе нашего воспитания и взаимодействия с родителями. Во взрослой жизни они становятся маяками и моделями для построения отношений с окружающими.
Теория получила развитие в разных направлениях психотерапии, включая когнитивно-поведенческую и гештальт. Например, гештальт-терапия Фрица Перлза строится на неосознанных чувствах и эмоциях, которые мы испытываем в детстве и не можем воспроизвести во взрослом возрасте. Цель такой терапии — осознать и прожить их. А когнитивно-поведенческий подход помогает переосмыслить психологические травмы раннего возраста.
Массовую популярность понятие «внутренний ребенок» приобрело после выхода книги «Возвращение домой: возрождение и защита внутреннего ребенка» в 1990 году. Написавший ее Джон Бредшоу предлагает собственную методику по исцелению раненого внутреннего ребенка и его развитию.
Реален ли внутренний ребенок?
Рефлексия помогает выстроить с собой внутренний откровенный разговор, в том числе о детских переживаниях, и при необходимости изменить модель поведения. Но подкреплена ли такая терапия научно-доказательной базой? И действительно ли «дружба» с внутренним ребенком поможет стать лучше? На эти вопросы нам ответила младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Виктория Юзар.
«Концепция внутреннего ребенка основана на психоаналитическом подходе, который со времен Фрейда интригует умы как профессиональной, так и непрофессиональной публики. Разбор бессознательного, пусть это будут уровни эго в классическом психоанализе или некие эго-состояния в трансакционном анализе, не входит в рамки научно-доказательной психологии хотя бы потому, что такую теорию едва ли можно опровергнуть», — утверждает она.
Согласно известному критерию Карла Поппера, чтобы считать какую-то теорию научной, она должна соответствовать определенным принципам. Один из ключевых — фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения). И психоаналитическая теория ему не соответствует, подчеркивает Виктория Юзар. По ее словам, маловероятен эксперимент, который мог бы предоставить объективные показатели для оценки связи между ощущением счастья и ролью эго-состояний, а попытки найти смысл в данной теории больше напоминают карточную игру «Верю не верю».
«Таким образом, выводы на основе трансакционного анализа являются произвольными и не подкрепленными какими-либо данными. Например, человек несчастен потому, что его недолюбили родители, или потому, что он недостаточно лелеет своего внутреннего ребенка, отказывая себе в удовольствиях и следуя навязанным правилам. Концепция эго-состояний скорее метафорична и более уместна в художественной литературе. Хотя научно-популярные источники охотно ее эксплуатируют, вводя в заблуждение людей относительно факторов, влияющих на психическое здоровье», — подводит итог специалист.
Стоит ли его тогда искать?
Как бы многим ни хотелось всю жизнь оставаться ребенком, объективно это не имеет смысла. Рано или поздно придется повзрослеть. А проработать детские эмоциональные травмы помогают психологические упражнения, саморефлексия и терапия со специалистом. Подходы, которые предлагают психологи, могут стать ключом к личностному росту и внутреннему благополучию, а ребенок пусть останется на ваших детских фотографиях.