Как сделать морские грузоперевозки экологичнее

На морские грузовые перевозки приходится около 3 % мировых антропогенных выбросов парниковых газов. При этом современные суда дальнего плавания довольно сложно и дорого модифицировать так, чтобы они стали хоть немного зеленее. Международный консорциум Blue Visby нашел элегантное в своей кажущейся простоте решение: для сокращения эмиссий достаточно скорректировать расписание.

Большинство современных морских грузоперевозчиков придерживается многовекового принципа «плыви быстро, потом жди». Это означает, что судно идет из порта А в порт Б на максимальной скорости, а затем дожидается своей очереди погрузки/разгрузки, продолжая жечь топливо на рейде.  

Blue Visby предлагает капитанам не мчаться, сломя голову, а прибывать в порт точно в срок. Если контейнеровоз двигается с меньшей скоростью,  значит меньше гидродинамическое сопротивление и меньше расход топлива. При этом груз прибывает в порт вовремя, а значит, заказчик не теряет ни в оперативности, ни в деньгах. Зато перевозчик экономит на судовом топливе и оставляет меньший углеродный след. 

Свою гипотезу специалисты Blue Visby проверили, изучив движение более 3 600 судов класса Panamax, совершивших более 20 500 рейсов в 2022 году. Оказалось, что изменения в расписании могут сократить выбросы парниковых газов в среднем на 23 % без ущерба для клиентов. 

Контейнеровоз на якоре в порту Владивостока Фото: © iustincaramilea04 / Shutterstok / FOTODOM

Ранее компания NAPA, один из участников консорциума, провела аналогичное, но более масштабное исследование. Тогда специалисты изучили маршруты 13 000 судов, совершивших 150 000 рейсов в 2019 году. Оказалось, что в 87 % случаев можно было снизить скорость в среднем на 1 узел и уложиться в сроки, сократив выбросы на 16 %. Тоже довольно внушительный результат, с учетом того, что в расчет брались суда и не таких больших классов, как Panamax.  

Выход метана с морского дна ускоряет глобальное потепление

Значительный вклад в изменение климата вносит не только CO2, но и гораздо более активный парниковый газ — CH4 — метан, поднимающийся с морского дна. Для изучения этого процесса в Черном и арктических морях Международный научный центр в области экологии и вопросов изменения климата Университета «Сириус» оценит облик газопроявлений. Соответствующий проект поддержан грантом Российского научного фонда.

На 2024 год запланированы две морские экспедиции, результаты которых вместе с уже имеющимися данными лягут в основу проекта. В августе исследователи отправятся в прибрежные районы Черного моря, а в сентябре — в моря Лаптевых и Восточно-Сибирское.

Замерзшие пузыри метана на озере Байкал Фото: © Strelyuk / Shutterstock / FOTODOM

Особое внимание приковано к самому широкому и мелководному шельфу Мирового океана — Восточно-Сибирскому. Именно там сосредоточено более 80 % всей подводной мерзлоты и гигантские запасы газовых гидратов. Их дестабилизация, вызванная деградацией мерзлоты или сейсмическими событиями, может привести к кратному росту эмиссии парниковых газов в атмосферу.

От теории к практике

Однако все это были теоретические выкладки. Ведь то, что по задумке кажется простым, на деле требует интеграции множества систем с участием большого количества заинтересованных сторон по всему миру. Именно такую единую систему, получившую название Blue Visby Solutions (BVS), создал консорциум, в который входит более 30 крупнейших игроков рынка.  

Первые ходовые испытания BVS прошли на балкерах Gerdt Oldendorff и Begonia. В одном случае снижение выбросов парниковых газов составило более 28 %, а в другом почти 13 %. Таким образом, в среднем получилось около 17 %.

Балкер проходит через шлюз Панамского канала Фото: © BlackMac / Shutterstock / FOTODOM

Искоренить принцип «плыви быстро, потом жди» — задача непростая. Ведь он был заложен еще в эпоху парусных судов, и затрагивает долгосрочные контракты между судоходными компаниями, клиентами, портами, докерами и всеми многочисленными зависимыми службами, которые подключаются к глобальной логистике, иногда со стимулами.

Но консорциуму удалось создать многосторонний механизм распределения выгод, который позволяет судовладельцам, фрахтователям и грузоперевозчикам делить затраты (например, расходы, связанные с более длительным океанским переходом) и выгоды (например, экономию топлива и снижение затрат на компенсацию выбросов). В ходе первых ходовых испытаний эта система распределения нагрузок и благ также прошла проверку.

Помимо перечисленных плюсов есть и не столь очевидные. Например, отказ от длительного ожидания на якоре уменьшает загрязнение корпуса судна, что также выгодно в долгосрочной перспективе. Кроме того, в портах улучшается качество воздуха, а за счет снижения скорости в рейсе уменьшаются шумовое загрязнение под водой и риск столкновения с китами.

Морские «пешеходы»: как уберечь от судов китов и акул

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Глобальное потепление ставит рекорды, нагревая Землю все сильнее #парниковые газы #потепление 24 января 2023 11:24
2
Как интернет и цифровизация вредят атмосфере #экология #интернет #парниковые газы 21 декабря 2023 11:16
3
В Исландии построили гигантский «углеродный пылесос» #климат #глобальное потепление 18 мая 2024 11:20