Что и как читать дошкольникам: советы педагога-издателя

Почему важно читать ребенку перед сном, стоит ли передоверять это «Алисе», как выбирать детские книги и что из литературы уже устарело? Обо всем этом в интервью «Сириус(Журналу» рассказала эксперт в области дошкольного образования и генеральный директор профессионального издательства дошкольной литературы Эльфия Дорофеева.

Эльфия Дорофеева — директор по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), генеральный директор профессионального издательства дошкольной литературы «Мозаика-Синтез».

— У вас богатый педагогический и издательский опыт, связанный с детьми младшего возраста. В чем важность детской литературы?  

Эльфия Дорофеева Фото: © конгресс.наука.рф

— То, что личность ребенка формируется в дошкольном возрасте, признают все, а вот глубину влияния на это детской литературы обычно недооценивают. Малыша можно бесконечно поучать и объяснять ему, что важно, но если вы его эмоционально не зацепили, не заинтересовали, все это бесполезно. А вот через книгу объясняется многое.

Удачная детская книга — это сплав дизайна, прекрасных иллюстраций,  хорошего текста и самое главное содержания, то есть идей, которые в нем заложены. Мысль не доносится напрямую, но именно такое опосредованное воздействие на ребенка колоссально.

Простой пример: я читала детям книгу про злого волка, который перед Новым годом, говорит зверушкам, что Дед Мороз не придет, подарки не принесет и Деда Мороза вообще не существует. дети, услышав, что Деда Мороза не существует, были шокированы. Но все кончилось хорошо: потом по сюжету появляется Дед Мороз, выгоняет волка, раздает подарки и объясняет всем, что не нужно верить злым и плохим, потому что злые специально хотят вас обмануть. Это понимание с детьми останется на многие годы, даже когда они забудут про эту книгу.

В годы Перестройки во многих школах дети изучали историю России по учебникам от фонда Сороса. Там по фактам все было правильно, но информация подавалась в уничижительном тоне по отношению к нашей стране. И для детей, к сожалению, это работало. Конечно, здесь уже речь про подростковый возраст и изучать его проблемы тоже надо, но важно понимать, что многие из этих проблем были заложены в дошкольном периоде. Именно поэтому детское книгоиздание — важнейшая задача.

В детском саду есть специальные занятия, на которых читают с воспитателем, а потом обсуждают Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

— Насколько важна научная основа в детской литературе?  

— Считаю, что не хватает исследований о том, насколько глубоко литература влияет на интеллектуальное, когнитивное и нравственное развитие детей. До сих пор при издании книг дошкольной программы специалисты опираются на исследования, проведенные еще в советское время. Но дети с тех пор изменились. Новые исследования должны актуализировать знания и учесть потребности современных ребят. 

Еще недавно в детских садах запрещали учить читать. А сегодня если ребенок не умеет этого делать, оказавшись в школе, он будет неконкурентоспособен. Искусственно ограничивать этот процесс мы не должны. Важно, чтобы результаты современных исследований доходили до воспитателей, и чтобы те применяли их на практике.   

— Можете назвать пять книг, которые обязательно нужно прочитать каждому дошкольнику?

— Такого списка не существует, потому что в каждом домике свои гномики и ключик к каждому ребенку и его домику свой. Для одного малыша книга будет взрывной, запоминающейся и важной, а другой ее вообще не запомнит.

Но есть универсальный совет — читать ежедневно перед сном. Мы рекомендует читать детям вслух практически с рождения. Так закладывается любовь к книгам. Мы настаиваем, чтобы и в детских садах перед дневным сном воспитатели тоже читали детям. Но нужно поработать над выбором литературы.

Психологи советуют читать перед сном не только детям, но и взрослым, поскольку чтение снижает уровень стресса Фото: © Evgeny Atamanenko / Shutterstock / FOTODOM

— Как вы относитесь к помощи гаджетов, той же «Алисы»?

— Я могу понять воспитателей, которые иногда этим пользуются — у них очень много работы. Но это никак не заменяет живое чтение с обсуждением, когда ты видишь глаза ребенка, реагируешь на то, как он воспринимает книгу. Часто нам кажется, что ребенок понимает в книге одно, а он впитывает совершенно другое. 

В моей педагогической практике был случай: я читала детям рассказ Николая Носова, в котором брат съел варенье и намазал его остатками губы сестренке, а мама ее отругала. Я спросила у детей, как они оценивают поступок мальчика. Они не осудили его, а сказали, что он сообразительный и умный.

— А как заложить нужные ценности при помощи книги? 

— Именно в дошкольном возрасте все основополагающие ценности закладываются в подсознание ребенка. Мы ему на словах не объясняем, что такое чувство справедливости, уважение к старшим, любовь к Родине. Простой пример — на стене висит географическая карта России, на которой ребенок видит ее огромную территорию. Это чистый визуал, но он работает. Географы даже шутят, что никто так много не сделал для величия страны, как они, создав простую карту.   

В библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, что это ценные и важные вещи Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

— Понятно, что прочитанное с ребенком нужно обсуждать, но как это правильно делать?

— Когда вы читаете перед сном, дети обычно быстро засыпают. Если начать что-то обсуждать, то бывает так, что ребенка потом не уложить. Обсудить прочитанное можно потом. Но важно при этом поддерживать развивающий диалог, то есть не задавать очевидных вопросов, подразумевающих однозначные ответы. Дайте ребенку подумать и проявить себя, как компетентного, самостоятельного, умеющего размышлять человека. 

Вообще, лучший ответ на любой вопрос ребенка: а ты как думаешь?

Когда вы хотите, чтобы он о чем-то подумал, можете, например, спросить: «Я вот не пойму, почему этот персонаж так поступил?» Здесь ребенок может проявить эрудицию и прийти к самостоятельным выводам. Возможно его  ответ покажется вам неверным, но проявите уважение, постарайтесь понять ребенка, подискутируйте с ним.  

— Какие должны быть иллюстрации в книге? Реалистичные или абстрактные? 

— В детской книге неразрывны содержание, дизайн и иллюстрации. Этот симбиоз и определяет, какими должны стать рисунки. Они могут быть как реалистичными, так и абсолютно абстрактными, очень яркими или, наоборот, графично-минималистичными. 

В этом и заключается искусство издателя — создать книгу, соответствующую тексту и смыслам, которые она несет. Если мы хотим, чтобы малыш на что-то обратил внимание, мы обычно это усиливаем цветом или изображаем крупнее. Но универсального решения здесь нет.

Рассказ «Косточка» — история мальчика, без спроса съевшего сливу, которую никогда не пробовал, он мучается угрызениями совести, потому что из-за этого соврал родителям Изображение: © Издательство «РИПОЛ классик»

— Как выбирать детские книги?   

— Есть рекомендованные списки литературы для дошкольного возраста. Но к ним много вопросов. Например, там есть рассказ Льва Толстого «Косточка», который современным детям уже не очень интересен и поэтому они его не воспринимают, хотя это детская классика.

Эти списки должны составлять профессионалы, тогда родителям будет легче выбирать. Ведь есть много книг, которые просто вредны для наших детей, например, во многих зарубежных изданиях про космос вообще не упоминается Юрий Гагарин. А есть роскошные книги, прекрасно переведенные, которых нет ни в каких списках. 

Нужны актуальные подборки по возрасту — 2+, 3+. В ближайшее время мы планируем совместно с психологами МГУ сформировать списки книг, рекомендованных к прочтению для малышей, чтобы педагоги и родители ими пользовались.     

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Грамотность сегодня: для чего развивать навык понимания прочитанного? #наука #обучение 01 декабря 2022 20:19
2
Как из маленького ребенка вырастить большого читателя? #Сириус #лицей #чтение 27 января 2023 06:55
3
Синдром книжного червя: почему не стоит злоупотреблять чтением #книги #философия 28 апреля 2023 16:48