Грамотность сегодня: для чего развивать навык понимания прочитанного?

2 минуты на чтение
|
Фото: © TippaPatt / Shutterstock; © Анастасия Стрельцова
|
В современном мире порой легко утонуть в потоках информации, льющейся, как это принято говорить, из каждого утюга. И чтобы не упустить что-то действительно важное, нужно уметь ее правильно воспринимать, анализировать и сортировать. О том, как мы понимаем прочитанное и можно ли «прокачать» этот навык, поговорили с сотрудником Научного центра когнитивных исследования Университета «Сириус» Анастасией Стрельцовой.
Что такое грамотность с научной точки зрения?
В течение долгого времени под грамотностью подразумевалось, прежде всего, достаточно свободное владение чтением и письмом. Однако в последние десятилетия исследовательский взгляд на понимание грамотности начал расширяться.
В 1957 году ЮНЕСКО ввело понятие «функциональная грамотность». Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития функциональная грамотность — это «знания и умения, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
С момента введения термина «функциональная грамотность» в научной литературе начинает преобладать более широкое понимание грамотности. Например, Международная ассоциация грамотности подразумевает под данным термином «способность идентифицировать, понимать, интерпретировать, создавать, вычислять и передавать информацию, используя визуальные, аудиальные и цифровые материалы, которые относятся к разным дисциплинам и реализуются в контекстах любого типа».
Кроме того, сегодня в исследовательском и педагогическом дискурсах активно используются такие термины, как «математическая грамотность», «компьютерная грамотность» и другие. Соответственно, есть и «читательская грамотность».
Как работают навыки обработки информации и понимания прочитанного?
Способность понимать прочитанное, обрабатывать графически представленную информацию выделяет человека из всех других живых существ. Так, чтобы понять предыдущее предложение, нужно визуально воспринять слова, декодировать их, идентифицировать фонологические, орфографические и семантические репрезентации, а также связать эти слова друг с другом при помощи правил синтаксиса. При этом важно учитывать, что понимания на уровне отдельных предложений недостаточно.
Необходимо видеть связи между предложениями, обращаться к фоновым знаниям, осознавать текстовую структуру, а также учитывать, чем руководствуется автор при создании текста. Таким образом, можно сказать, что в полной мере навык понимания прочитанного работает тогда, когда нет противоречий между «низкими» процессами (фонологическое осознание, орфографическое осознание, морфологическое осознание) и «высокими» (способность выделять критическую информацию из текста, инференциальные навыки, процессы формулирования и проверки гипотез и другие).
Можно ли сделать навык понимания прочитанного более эффективным?
Человек может улучшить свой навык понимания прочитанного. Если речь идет об абсолютно нормотипичном ребенке, подростке или взрослом, улучшение навыка — задача самого человека. Он может попробовать использовать разные стратегии чтения и анализа текстов, которые описаны в научной литературе.
Если же есть определенные трудности в освоении грамотности, стоит обратиться за помощью к специалисту. Так, например, существует целый ряд интервенций. Они направлены на улучшение процесса декодирования, словарного запаса, рабочей памяти, исполнительной функции, логических выводов, метакогниции и мотивации к чтению.
В эпоху активного использования интернета как платформы для распространения новостей особенно важно развивать навык понимания прочитанного. Источников информации становится все больше, а значит, современному читателю необходимо не только осмысленно подходить к чтению, но и критически оценивать прочитанное: выявлять противоречия, идентифицировать непроверенную информацию и выносить собственные суждения.