Как из маленького ребенка вырастить большого читателя?

Зачем Пушкин превратил камбалу в золотую рыбку, какого роста был Конек-горбунок и почему важно сначала прочитать книгу, а потом смотреть о ней кино: «С(Ж» узнал, как ненавязчиво привить ребенку любовь к чтению. Родители, это для вас!
О том, как научить читать в раннем возрасте и сделать это без отторжения, поделились эксперт по литературе, автор нескольких десятков методик, учитель начальных классов Президентского лицея «Сириус», педагог Ирина Колесова и научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Центра когнитивных исследований НТУ «Сириус» Ольга Сысоева.
Научить читать
Одна из основных причин кризиса чтения, по мнению Ирины Колесовой, кроется в том, что в школах делается упор на систему тестирования. При подготовке к таким экзаменам главное — отработать необходимые навыки, механически зазубрить нужные ответы. И желание читать больше в этом случае уходит на второй план — ребенок потребляет только ту информацию, которая необходима.
По мнению специалистов, чтение должно стать привычкой к 12 годам. В старшем возрасте уже наступает этап развития накопленных навыков, а новые сформировать сложнее.
Чтение начинается с семьи, с родителей. Причем книгу с малышом должна открывать не только мама, с которой у него от природы крепкая связь. Отец тоже должен читать детям — мужской тембр ими усваивается лучше, утверждают психологи. Сначала это могут быть сказки перед сном с кратким объяснением непонятных слов. Потом может сложиться традиция, когда вся семья собирается вместе и читает, но уже каждый свою книгу.
Какого роста был Конек-горбунок?
Если перевести вершки и аршины в сантиметры, то окажется, что тельце Конька-горбунка (по описанию в тексте) было меньше 15 см, а уши — больше 70 см. А если решить еще одну задачку из этого произведения, то можно узнать, что ради друга это маленькое существо проскакало вокруг Земли два с половиной раза.

«С текстом можно работать до начала чтения, чтобы разогреть интерес ребенка. Сказать ему: „Давай посмотрим картинки. Как ты думаешь, о ком будет книга? Эту книгу написал Корней Иванович Чуковский. Ты помнишь, мы читали его рассказы? А как думаешь, этот будет веселый или грустный герой? А как нам проверить?“. И ребенок уже с нетерпением кричит: „Читать!“. А после спрашиваем, верны ли оказались наши предположения», — объясняет учитель.
Литературное развитие прокачивается, как и любой другой навык. Сначала мы учимся слушать и воспринимать текст, потом — анализировать и оценивать. Следующим шагом будет собственное творчество.
Такие разные сказки
Уровни восприятия у читателя тоже формируются постепенно и перетекают из одного в другой. И каждому этапу подходят свои книги.
Первый — фрагментарный уровень у детей от трех до пяти лет. Из всей сказки ребенок запоминает один эпизод и постоянно его повторяет: «Лиса петуха утащила, лиса утащила петуха, почитай мне про то, как лиса петуха утащила». Для этого возраста отлично подходят такие сказки, как «Курочка Ряба», где важен не смысл, а ритмичность. Еще там есть образ мышки, который учит малышей проживать маленькое горе.

С пяти до семи лет дети переходят на констатирующий уровень, когда они четко понимают последовательность повествования. Для этого возраста отлично подходят такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Для того чтобы облегчить ребенку пересказ, можно составить схематичные рисунки, а по ним рассказ.
После семи лет ребенок переключается на уровень героя, когда внимание и интерес прикованы к действующим лицам. Тут будут интересны сказки про Ивана-царевича или Маленького Мука.
Уровень идеи — заключительный. Это умение не только принять информацию, но и осмыслить ее, осознать, что хотел сказать автор текста. В идеале этот навык должен сформироваться к 12 годам и остаться с человеком навсегда.
Чтобы определить уровень восприятия, попросите ребенка задать вопросы о прочитанном. По ним сразу станет видно, насколько он его понял.
Сказка о рыбаке и рыбке
Александр Сергеевич творчески переработал европейскую сказку про камбалу (gros poisson), которую ему привез в подарок из Франции Василий Жуковский. Пушкин превратил непонятную русскому читателю камбалу в исконно русскую золотую рыбку и рассказал о человеке и его влиянии на силы природы. Ведь старуха своей непомерной жадностью через рыбку заставляет бушевать целое море.

Иногда история создания произведения не менее интересна, чем сам рассказ. Некоторые из них ошеломляют. К примеру, «Айболит» Чуковского. В нем отражение трагической судьбы Корнея Ивановича, у которого на руках умирала в страшных муках 11-летняя дочка Мурочка, страдавшая костным туберкулезом. Свою боль он перенаправил в положительное русло — творчество. Так появился доктор, почти волшебник. Детям, конечно, не нужно об этом рассказывать — они должны воспринимать сказку только на уровне позитивных эмоций. Зато потом, когда они вырастут и продолжат получать знания, они смогут сопоставить свои первые впечатления с новым контекстом, информацией об авторе и условиях, в которых он творил.
Сначала читать, потом смотреть
«Когда мы читаем, у нас в голове возникает свой образ героя — Чебурашки или Д’Артаньяна. Он собирается по крупицам из черт характера, обрывков описания внешности и склеивается в цельное представление. В результате формируется мой образ героя, и я его люблю больше всего. Когда смотрю фильм, на собственный образ уже накладываются увиденные персонажи, а я думаю, совпадают они с моим или нет. Если смотреть кино сначала, за счет яркой картинки образ появляется сразу и впечатывается в память, его сложно изменить», — объясняет Ирина Колесова.
Как появился Змей Горыныч?
Трехголовый монстр составлен из частей разных животных (хвост змеи, рога козла, крылья грифа и т. д.). Его имя ассоциируется с такими образами, как «гореть», «сжигать», «приносить горе», «огромный, как гора». По одной из версий, Змей Горыныч — это образ монголо-татарского ига, которое несло на Русь несчастья и разрушения.

Гаджеты и среда
«Мир меняется, люди меньше читают. Мой сын сначала учился в хорошей школе в Москве, потом мы переехали в Америку, и я переживала за его почерк. А там уже 15 лет назад никто не придавал значения умению писать от руки, учитель мне говорила:
Не переживайте, скоро этот навык вообще отомрет, никто не будет писать руками, все будут печатать
Но навыки чтения они старались развивать и прививать детям культуру чтения. Часто устраивали специальные дни, когда в библиотеку приходили и читали книги всей семьей. Сейчас сын учится в институте, но навыки и скорость чтения, мне бы хотелось, чтоб у него были развиты лучше. Порой ему проще прослушать лекцию, чем ее прочитать. У молодежи сегодня часто не сформировано эффективное извлечение информации из текста», — делится опытом научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Центра когнитивных исследований НТУ «Сириус» Ольга Сысоева.
Неудивительно, что мозг ищет самые простые пути восприятия информации. Понятно, что чтение важно для развития интеллекта, но насколько — не известно. Можно привести пример детей с дислексией, у которых сложности с восприятием текста, но умственные способности, как правило, в норме.

Как живут дети с дислексией и чем им помогает «Сириус»
Читать«Многими специалистами доказано: на то, как ребенок читает, сильно влияет, насколько родители сами хорошо и много читают, какую создают для него среду, есть ли в доступе книги. Создать полочку — как минимум хорошо, а вместе подходить к ней, брать книгу и читать — это отлично», — отмечает Ольга Сысоева.
В подростковом возрасте большое влияние на ребенка оказывают сверстники. Родители уходят на второй план, но они могут создать условия своему чаду — например, отдать его в хорошую школу с умными читающими одноклассниками.
Мне кажется, в «Сириусе» прекрасная среда для подростков в этом плане
Ольга Сысоева