Военная живопись: дух Великой Отечественной в картинах

Великая Отечественная война — одно из главных событий в истории нашей страны, которое не могло не найти отражения в искусстве, в том числе живописном. Художники писали и масштабные батальные сцены, и обычные солдатские будни, и сюжеты из жизни в тылу. Некоторые сами побывали на фронте. Их работы сегодня выставлены в лучших музеях России, они будоражат и не оставляют равнодушными. «Сириус(Журнал» собрал яркие картины военных лет и интересные факты о них.

Технологии будущего

Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 год Изображение: © Русский музей

Оборона Севастополя, которая началась 1 июля 1942 года, одна из трагических страниц Великой Отечественной. Ее выбрал для своей картины именитый советский художник Александр Дейнека, впечатленный фотографиями разрушенного города. Он очень его любил, часто бывал там до войны и рисовал. На основе тех эскизов и было написано огромное полотно  два на четыре метра.

Картину приняли неоднозначно — многие обвиняли Дайнеку в абстрактности, недостоверности и неубедительности, хотя и отмечали эмоциональный накал. Советских матросов он изобразил гораздо крупнее немецких солдат, для того чтобы визуально продемонстрировать силу и мощь первых. К тому же художник использовал цветовой контраст белой и серой форм противоборствующих сторон. Критики назвали картину «плакатной» и незавершенной, как считается, лишив ее тем самым Сталинской премии.

Интересна также немецкая боевая машина, изображенная на заднем плане. Известно, что танковые части вермахта в боях за Севастополь не участвовали. Однако историк Алексей Исаев утверждает, что Дейнека не приукрасил мощь противника, а изобразил особый танк Pz. III — машину управления 300-го батальона радиоуправляемых танкеток. Такие в Крыму были. Не многие знают, но на полях Второй мировой войны использовались беспилотные машины, в том числе Красной армией.

Вслед за подвигом

Кукрыниксы. «Таня», 1947 год Изображение: © Public Domain

Объединение «Кукрыниксы» приобрело огромную популярность во время войны. В коллектив, известный своими агитационными плакатами и карикатурами, входили художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Каждый из них проводил много времени на передовой.

Во время войны произведения Кукрыниксов печатали сериями в «Окнах ТАСС» как реакцию на знаковые для страны события. Одна из самых известных работ, которая вышла спустя несколько дней после нападения нацистской Германии на СССР, — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Но, помимо агиток, художники отметились и живописными работами. «Таня» — одна из самых известных. Она изображает подвиг Зои Космодемьянской — члена заброшенной в немецкий тыл диверсионно-разведывательной группы. Девушка была схвачена, но не выдала тех, с кем выполняла задание.

Об этой истории Кукрыниксы узнали из газеты «Правда» и зимой 1942 года отправились в деревню Петрищево, где произошла казнь Зои Космодемьянской, чтобы воссоздать произошедшее со слов местных жителей. На картине девушка изображена у виселицы в последние минуты своей жизни. Известно, что перед смертью она произнесла яркую речь, призвав местных жителей не бояться захватчиков и противостоять им.

Картина-двойник

Одно из знаковых событий Великой Отечественной войны нашло отражение в картине 1942 года Константина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». В 24-ю годовщину Октябрьской революции из самого сердца столицы войска уходили на фронт, который находился совсем недалеко, на подступах к городу.

Это тревожное настроение и ощущение приближающейся опасности блестяще передает художник. Темная «река» бойцов уходит к храму Василия Блаженного под свинцовым небом, с которого вот-вот сорвется снег. Москва выступает отдельным героем этого произведения. 

Примечательно, что Юон создал еще одно полотно, посвященное параду к годовщине Октябрьской революции. После войны, в 1949 году свет увидела картина «Парад Красной армии», которая очевидно перекликается с полотном 1942 года. Правда, для нее художник выбрал иной ракурс. Интересно, что два этих произведения часто путают как по названиям, так и по годам создания.

Две стороны медали

Изменчивость жизни оригинально передал Юрий Пименов в картинах «Новая Москва» и «Фронтовая дорога». Первая была написана в 1937 году. Она сделала художника известным и определила главную тему его творчества: люди и дорога. Сюжет прост — женщина в легком платье мчится на кабриолете по кипучей Москве. 

Семь лет спустя, в 1944-м, Пименов вернулся к этой идее, но под другим углом и с иным настроением. Впрочем Москва, автомобиль и управляющая им женщина остались. Здесь преобладают темные тона, яркое платье сменила шинель, а вместо бурлящей жизнью столицы изображен серый полуразрушенный город, занесенный снегом.

Но на этом история не заканчивается. Логическим завершением цикла стала третья тематическая картина — «Москва 1960 года». На ней девушка в декорациях энергичного города стремится навстречу новой жизни — снова за рулем автомобиля. Своими произведениями Пименов дарит советским людям веру в светлое будущее.

Случайный сюжет

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 год Изображение: © Русский музей

Картины военного времени — это не только сражения и фронтовые тяготы. Яркий пример — «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Она навеяна реальной историей, которая случилась с художником в 1944 году, когда он с семьей перебрался в Загорск. Жизнь сама подкинула сюжет для новой картины, когда Лактионов повстречал в городе раненого солдата. Тот нес письмо семье сослуживца и не мог найти нужный дом. Художник стал невольным свидетелем радостной вести.

Над картиной он работал только в утренние часы, чтобы передать необыкновенный «радостный» свет, а в качестве натурщиков пригласил своих близких и соседей. Главной задачей было показать настоящие эмоции пусть и выдуманной семьи. Работа заняла два года. 

Сначала власти отнеслись к произведению скептически и даже не хотели выставлять в Третьяковской галерее. Комиссия посчитала, что художник изобразил советскую семью и ее быт в невыгодном свете, и попросила повесить полотно в самый темный угол зала. Однако необыкновенно яркая и теплая атмосфера картины полюбилась посетителям. Позже «Письмо с фронта» стали размещать в учебниках истории, а автора наградили Сталинской премией I степени.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Было/стало: что скрывают эскизы Рембрандта и других голландских мастеров #искусство #музей #Рембрандт 03 февраля 2023 08:07
2
Как пропадают персонажи картин и кто возвращает их на место? #искусство #картины 23 марта 2023 06:11
3
Непокорные горы: почему нацисты не смогли взять Кавказ? #Великая Отечественная война #Битва за Кавказ #Эдельвейс 09 мая 2023 06:40