Было/стало: что скрывают эскизы Рембрандта и других голландских мастеров

Скелет на веслах, большая шляпа и отзеркаленная киска: много интересного можно найти в набросках мастеров живописи. Особенно если знать, куда смотреть. В главном художественном музее Нидерландов готовы подсказать.

Проект Рейксмюсеума позволяет увидеть эскизы полотен известных художников и сравнить их с тем, что получилось в итоге, а заодно узнать подробности создания картин. 

Ре́йксмюсеум

Художественный музей Амстердама в числе самых посещаемых в мире. Его основал брат Наполеона король Голландии Луи Бонапарт в 1800 году в Гааге. Спустя восемь лет коллекцию перевезли в Амстердам. В 1885 году музей обрел собственное здание и открылся для посетителей. 

В его экспозиции много картин голландских мастеров XV–XIX веков. Представлены Рембрандт, Ян Лёйкен, Ян Вермеер, Франс Халс, Питер де Хох, Ян Стен, Якоб ван Рёйсдал и другие. Жемчужина коллекции — «Ночной дозор». Это полотно принадлежит городу и находится в музее на временном хранении.

Например, в картине Рембрандта «Синдики» специалисты определили по стилю, что художник сделал набросок довольно быстро, при этом допустив ошибку в пропорциях шляпы одного из героев. Позже он скорректировал ее размер, а свой огрех спрятал на картине под белой краской.

Эскиз и картина «Синдики». Рембрандт Харменс ван Рейн, 1662г., холст, масло Фото: © Rijksmuseum

«Мемориальный портрет Мозеса Терборха», написанный его сестрой Гезиной и старшим братом Гарардом, претерпел еще большие изменения. Эскиз был выполнен в горизонтальном виде с объемной композицией, но сама картина была написана вертикально и с меньшим количеством деталей. В наброске в левом углу находился скелет в лодке — символ смерти брата, который погиб в морском сражении с англичанами в 1667 году. Еще в итоговом варианте в правом углу художники поместили шлем и часы в память о военной карьере Мозеса и его ранней кончине.

Эскиз и картина «Мемориальный портрет Мозеса Терборха». Герард Терборх и Гезина Терборх, 1667-1669 гг., холст, масло Фото: © Rijksmuseum

Героиней картины Виллема Витсена стала его кошка Лола. В эскизе она смотрит в одну сторону, а в законченном изображении — в другую. Все дело в том, что это печать с помощью технологии офорта с использованием пластины для травления.

«Кошка Лола». Виллем Витсен Фото: © Rijksmuseum

Подробно изучить работы мастеров и посмотреть на картины других художников можно на сайте музея. Помимо голландской, там есть и англоязычная версия.

Оцените статью
Поделись знанием