Как пропадают персонажи картин и кто возвращает их на место?

Куда скрылись двое стрелков из «Ночного дозора» Рембрандта? Почему Ренуар так невзлюбил свою «Женщину, смотрящую на птичку», что уничтожил большую ее часть? Как разделили семью, написанную фламандцем Корнелисом де Восом? Искусствоведам и реставраторам порой приходится становиться детективами и следователями, чтобы раскрыть тайны шедевров прошлого. Расскажем, как это удается и чем им помогает искусственный интеллект.

«Кадрирование» картин можно воспринимать как вандализм, но раньше такое было сплошь и рядом. Обычно это делали, чтобы спасти холст от повреждений, а уцелевшие части представляли как самостоятельные произведения искусства. Руку, или в данном случае нож, к полотнам прикладывали и торговцы, которым проще и выгоднее было продать несколько небольших фрагментов, чем одно масштабное полотно. Случалось, что и сами художники или их близкие просто отрезали какую-то часть картины, например, из-за обиды, расстройства или вражды. Так и блуждают теперь по коллекциям живописные «пазлы».

Потерянная мать

«Двойной портрет отца и сына», Корнелис де Вос, 1626 год Фото: © Nivaagaard Collection

Искусствоведам из Дании и Голландии удалось спустя 200 лет найти женщину, которая была изображена на картине фламандского мастера Корнелиса де Воса в 1626 году. До нашего времени семейный портрет дошел только с двумя персонажами — отцом и сыном. При этом специалистов смущало то, что в правой части полотна, в темном углу, можно было разглядеть небольшой фрагмент женского платья. 

Упоминания о его хозяйке удалось обнаружить в прошлом году. Ученые из Нидерландского института истории искусств наткнулись на отчет о консервации (реставрации) картины от 1966 года в Национальном художественном музее Копенгагена. Он содержал фотографии, на которых произведение искусства изображено без рамы, в очищенном и отреставрированном состоянии. Так, старый и пожелтевший лак и верхний слой краски были удалены, за счет этого на картине стала видна часть руки пропавшей женщины. Ее украшали манжета и кольцо, а пальцы держали пару вышитых перчаток.

Тогда ученые стали искать среди всех произведений де Воса подходящую женщину. И нашли: картина называется «Портрет дамы». Он был выставлен на аукционе Christie's в Лондоне в 2014 году. Тогда его фон был темно-коричневого цвета. Новый владелец арт-дилер Саломон Лилиан очистил и отреставрировал портрет вскоре после приобретения. Оказалось, что под несколькими слоями краски скрывался пейзаж, схожий с тем, что был изображен на портрете отца и сына.

«Портрет дамы», Корнелис де Вос, 1626 год Фото: © Nivaagaard Collection

Когда портреты соединили, стало видно, что дамба и ряд тополей за левым плечом продолжается на полотне с женщиной. Черты ее лица и карие глаза схожи с мальчиком. Совпадает и пасмурное небо. Ученые были поражены открытием, потому что, по их словам, редко удается воссоединить разделенные фрагменты фламандских художников.

Почему разлучили семью?

Восстановленный семейный портрет Фото: © Nivaagaard Collection

Самое раннее упоминание о семейном портрете, уже отделенном и обрезанном (без матери), относится к 1859 году. Тогда картина принадлежала английскому коллекционеру Джону Рашауту. А в 1907 году полотно купил Йоханнес Хаге — основатель датского художественного музея Нивагаард. Одна из основных версий: портрет разделили, чтобы выгодно продать и удвоить прибыль. 

Ночной/дневной дозор

Подобная участь постигла и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, или, как изначально называлось это полотно, «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». 

«Ночной дозор», Рембрандт ван Рейн, 1642 год Public Domain

Это самая большая и самая известная картина художника. Он написал ее в 1642 году для отряда кловениров гражданского ополчения Нидерландов. Тогда страна воевала с Испанией за свою независимость, и самооборона защищала город от нападения. Каждый стрелок заплатил мастеру за групповой портрет. Предполагалось, что они будут изображены статично, однако Рембрандт решил поэкспериментировать и написал их в динамике. В композицию попала и молодая девушка. Утверждается, что она была талисманом отряда. Правда, картина заказчикам не понравилась, в отличие от коллекционеров. 

За что обрезали «Ночной дозор»?

Сначала «Ночной дозор» висел в «Большом зале» стрелков-ополченцев в Амстердаме, а затем его перенесли в здание городской ратуши. Полотно не помещалось между колонн, поэтому его пришлось обрезать с трех сторон. Узнали об этом благодаря копии картины, которую сделал художник Геррит Люнденс. Она до сих пор хранится в Лондонской национальной галерее.

Было/стало: что скрывают эскизы Рембрандта и других голландских мастеров

Читать

А название «Ночной дозор» возникло намного позже, спустя 200 лет, когда из-за пыли и копоти полотно почернело, и стало казаться, что действие на нем происходит ночью. Картину восстановили, хотя в XX веке она еще пережила несколько нападений вандалов. Дважды ее резали ножом (один раз спас толстый слой лака, во втором случае холст был рассечен), один раз неадекватный мужчина облил кловениров кислотой, но реставраторам снова помог лак, покрывающий полотно.

Современный перформанс за миллионы?

Режут картины и в наши дни, но скорее для эпатажа. Пожалуй, один из запоминающихся случаев был в 2018 году на аукционе Sotheby's. Как только картина «Девочка с воздушным шаром» одного из самых известных граффити-мастеров мира Banksy была продана за 1 млн фунтов стерлингов, внутри рамы сработал встроенный измельчитель, и полотно разлетелось, как конфетти, на полоски. Акт вандализма задумал и совершил сам предприимчивый автор.

Тем не менее сделку отменять не стали. После этого картина, которая получила название «Любовь в мусорной корзине», не только не обесценилась, а невероятно выросла в цене. В 2021 году ее продали за 18,5 млн фунтов стерлингов. 

Шедевр Рембрандта экспонируется в Государственном музее Амстердама (Rijksmuseum). В 2021 году там восстановили обрезанные края картины, утраченные 300 лет назад. На это потратили пару лет, помогал в реконструкции даже искусственный интеллект. Реставрация проходила публично в специально построенном в музее стеклянном футляре. Ее транслировали в прямом эфире.

Специалисты отсканировали исходник и копию картины Люнденса. На первом этапе оцифрованные изображения подогнали по размеру и пропорциям для максимального соответствия друг другу. Затем нейросеть по оригиналу изучила технику Рембрандта и смогла дополнить недостающие части в нужном размере. Эти фрагменты были распечатаны и размещены по периметру картины.

Копия картины Рембрандта, которую сделал после 1642 года Геррит Люнденс. Белыми линиями отмечены обрезанные части оригинальной картины Public Domain

Женщина с птичкой (картина в картине)

От голландских мастеров переходим к французскому импрессионизму. Пьер Огюст Ренуар написал «Женщину, смотрящую на птичку», или «Портрет женщины», в 1866 году, изобразив одну из любимых своих натурщиц — Лизу Трео. Правда, вопреки названию птички на ней нет. Поэтому ее многие годы коллекционеры и пытались найти.

«Женщина, смотрящая на птичку», Пьер Огюст Ренуар, 1866 год Public Domain

Картину Ренуара сегодня можно увидеть в Нижегородском художественном музее. В 1945 году ее вместе с другими произведениями искусства, награбленными и брошенными немецкими войсками, обнаружили советские солдаты на железнодорожных путях недалеко от Берлина. Специалисты поясняют, что холсты ранее принадлежали венгерским предпринимателям и банкирам еврейского происхождения. На сегодняшний день порядка 70 % экспонатов уже установлены и возвращены семьям владельцев. Это полотно Ренуара все еще находится в России.

За это время местные искусствоведы провели немало исследований. Оказалось, что портрет женщины — это лишь элемент большого холста, значительная часть которого была обрезана. Довод подтверждает картина другого художника и друга Ренуара — Фредерика Базиля. Она находится в собрании музея Орсе в Париже (Musеe d'Orsay). Художник изобразил комнату, которую он предоставлял для Ренуара в качестве мастерской в Париже. И на этой картине есть полотно (!!!) Ренуара. Когда Базиль писал ее, на стене висела «Женщина, смотрящая на птичку».

«Мастерская художника на улице Кондамин», Фредерик Базиль, 1870 год Public Domain

«На стене можно увидеть большое полотно, которое нас интересует. Это работа еще в необрезанном виде. Сотрудникам нашего музея удалось обнаружить уникальное письмо Ренуара, где он объясняет, почему сам обрезал картину. Картина была написана для парижской выставки, но судьи ее раскритиковали. Для Ренуара это был первый опыт работы с обнаженной натурой и один из первых — в большом формате. В расстроенных чувствах художник обрезал свою картину, об этом он и пишет в письме», — рассказывает искусствовед Нижегородского художественного музея Сабина Мельник.

Она поясняет, что на картине в усеченном формате можно заметить в правом верхнем углу вшитый кусок холста с подписью мастера. Скорее всего, ранее там был локоть другой героини. Где находится вторая часть работы, неизвестно. Возможно, была уничтожена автором.

Если художники прошлого писали картины годами, то современным искусствоведам требуются десятилетия, чтобы разобраться во всех деталях и понять, дошли ли полотна до нас в том виде, в котором их задумали авторы. Одни холсты сохраняются лучше, другие приходится собирать из фрагментов, как мозаику, а третьи так и остаются лишь малой частью некогда больших полотен. 

Что такое современный музей?

Читать
Оцените статью
Поделись знанием