Много радиации и кислорода: есть ли жизнь на Европе?

Европа — четвертый по размеру спутник Юпитера и одно из немногих тел в Солнечной системе, покрытых коркой льда, под которой скрывается океан воды. И как оказалось там достаточно много кислорода — в сутки появляется около 1000 тонн этого газа. Достаточно ли такого объема для жизни?

Спутник Европа долго считался одним из самых перспективных для жизни мест Солнечной системы. Чтобы оценить ее потенциал, в 2011 году ученые запустили аппарат «Юнона», который через 5 лет достиг атмосферы Юпитера. Цель этой экспедиции не только в поиске внеземных организмов. Ученые хотят найти ответы на вопросы о происхождении и эволюции планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). При этом о самом Юпитере известно не так много: из чего он состоит, что скрывается под крутящимися вокруг него облаками, как устроено его магнитное поле?

Кто открыл Европу?

Европа — спутник Юпитера, сопоставимый по размерам с Луной (экваториальный диаметр Европы — 3100 километров). Он был открыт Галилео Галилеем в 1610 году с помощью первого в истории телескопа. Это четвертый по величине из 95 известных спутников Юпитера и самый маленький из четырех галилеевых, он открыл четыре спутника Юпитера: Ио, Европу, Ганимеда и Каллисто.

Но пока «Юнона» сосредоточилась на Европе, пролетев мимо нее на расстоянии всего 353 километра. Прибор ​​Jovian Auroral Distributions Experiment на ее борту измерил уровни кислорода и радиации. Выяснилось, что солнечное излучение и высокоэнергичные частицы, создаваемые мощным магнитным полем Юпитера, доставляют дозу радиации на поверхность Европы, равную 5 400 миллизивертов (мЗв). Этого достаточно, к примеру, чтобы убить человека за сутки.

Прибор ​​Jovian Auroral Distributions Experiment Фото: © NASA

«Юнона» оснащена 11 современными научными приборами, предназначенными для изучения системы Юпитера, включая девять датчиков, измеряющих уровни заряженных частиц и электромагнитных волн. Эти устройства должны снабдить ученых новыми данными о магнитосфере планеты.

Исследователи уже подсчитали, что Европа генерирует около 1000 тонн кислорода в сутки — это около 700 млн литров. Для сравнения человек за такой же промежуток потребляет не менее 550 литров так называемого чистого кислорода. Значит кислорода Европы хватит чуть больше, чем на миллион человек.

Европа в естественных цветах, фото сделано космическим аппаратом «Юнона» Фото: © NASA / CC BY 3.0

Примечательно, что Европа не только производит, но и теряет кислород. По подсчетам ученых, утечка варьируется в пределах от 300 граммов до 300 килограммов газа в секунду. Ученые полагают, что под ледяной коркой спутника скрывается огромный океан соленой воды, и кислород может мигрировать туда, питая возможную жизнь. Правда, чтобы выяснить это, нужно больше данных. Для этого в октябре прошлого года агентство NASA запустило космический аппарат Europa Clipper. Он должен преодолеть 2,6 млрд км и достигнуть Европы к 2030 году, чтобы определить, есть ли там условия, пригодные для поддержания жизни.

Межпланетную станцию отправили искать жизнь на спутниках Юпитера