Межпланетную станцию отправили искать жизнь на спутниках Юпитера

На днях с космодрома Куру во Французской Гвиане в далекую экспедицию отправилась автоматическая межпланетная станция Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) Европейского космического агентства. Ее маршрут лежит к крупнейшей планете в нашей Солнечной системе — Юпитеру и его таинственным спутникам.

Юпитер примерно в 11 раз больше Земли, и у него около сотни спутников. Самые большие называются Галилеевыми (Ио, Ев­ро­па, Га­ни­мед и Кал­ли­сто) — по имени знаменитого астронома, который в 1610 году первым увидел их с помощью соз­дан­но­го им те­ле­ско­па. Это открытие име­ло боль­шое зна­че­ние для ут­вер­жде­ния в умах людей ге­лио­цен­три­че­ской концепции, ведь Юпи­тер со спут­ни­ка­ми на­по­ми­на­ет Сол­неч­ную сис­те­му в ми­ниа­тю­ре.

Галилеевы спутники Юпитера названы именами персонажей древнегреческой мифологии Иллюстрация: © Diego Barucco / Shutterstock / FOTODOM (перевод ред.)

Но не только этим он интересен исследователям космоса. Ганимед, Европа и Каллисто покрыты льдами, под которыми океаны воды. А там, где есть вода, может быть и жизнь. Поэтому ученые уже давно интересуются лунами Юпитера. Их уже неоднократно фотографировали пролетавшие мимо космические аппараты: «Пионеры», «Вояджеры», «Улисс». Но больше всего разведал «Галилео», который прибыл в систему Юпитера в 1995 году. Именно он выявил магнитное поле у Ганимеда — это единственный спутник в Солнечной системе с такой особенностью.

Спутник Ганимед Фото: © NASA / JPL-Caltech / SwRI/MSSS; Processing & License: Kevin M. Gill

Уже тогда начались разговоры о необходимости отправить к Юпитеру другой аппарат. Но это сложная и дорогостоящая экспедиция. В итоге финансирование (более полутора миллиардов долларов) было получено лишь 20 лет спустя. И вот в апреле 2023 года ракета с межпланетным аппаратом на борту отправилась в полет.

Главные цели JUICE — это сам Юпитер и Ганимед. Газовый гигант уже немало изучен, но представляет, конечно, большой интерес для исследователей. В первую очередь, его атмосфера и магнитосфера.

По Ганимеду вопросов больше. Известно, что под 100-километровой ледяной шапкой этого самого крупного спутника в Солнечной системе есть океан. Многие ученые считают, что он соленый, а не дают ему замерзнуть ядро луны и гравитация Юпитера.

Jupiter Icy Moons Explorer уже прислал «открытку» из космоса — это селфи на фоне Земли Фото: © ESA / Juice /JMC, CC BY-SA 3.0 IGO

Магнитометр, установленный на космическом аппарате, поможет определить размеры ядра Ганимеда и его океана. Кроме того, JUICE составит точную карту, а самые примечательные места спутника Юпитера сфотографирует с разрешением до нескольких метров на пиксель.

У Европы ледяная корка намного тоньше, чем у Ганимеда, — всего 15 км. Поэтому не исключено, что ее океан даже местами вырывается на поверхность и плещется, как земной. Если такие места существуют, то масс-спектрометр аппарата их увидит и проверит воду на наличие органических молекул. Но даже если наружу океан не выходит, радар достаточно силен, чтобы «пробить» сквозь девятикилометровый слой льда.

Спутник Европа Фото: © NASA / JPL-Caltech / SwRI / MSSS / Kevin M. Gill
Спутник Каллисто Фото: © NASA / JPL / DLR (German Aerospace Center)

Изучит исследовательская станция и самую удаленную от Юпитера Галилееву луну — Каллисто. Ее часто называют эталоном Солнечной системы, потому что это самый старый спутник с наиболее древней поверхностью, рассказал научный руководитель проекта JUICE кандидат физико-математических наук Дмитрий Титов.

«Фактически на нем, как на тестовой пластинке, отпечатались удары метеоритов начиная с момента образования Солнечной системы. В то время как на других космических телах все это было уже смазано, смыто, изменено геологическими процессами. Именно этим нам интересен Каллисто», — подчеркнул ученый.

Возможно, под поверхностью Каллисто тоже есть океан. Если так, то у JUICE будет шанс его обнаружить. Правда, узнаем мы об этом не ранее чем через восемь лет. Межпланетная станция доберется до Юпитера летом 2031 года.

Что марсоход Perseverance успел сделать за год на Марсе #астрономия #космос 01 августа 2022 13:43