Планетарная цветокоррекция: Нептун — не темно-синий

Современные снимки планет Солнечной системы дают более точное представление о том, как те реально выглядят. В том числе актуализируются цвета. Например, Уран и Нептун, которые многие привыкли считать лазурным и синим, на самом деле очень близки по тону.

Уран и Нептун — самые удаленные от Солнца планеты нашей системы. Большое расстояние от Земли, низкая звездная величина и небольшие видимые размеры диска делают их сложными объектами для изучения. При наблюдении невооруженным глазом эти ледяные гиганты кажутся астрономам сине-зелеными из-за газообразного метана в атмосфере. На дисках заметны полосы, которые поглощают зеленый и красный цвета. Их впервые обнаружили в XIX веке. В начале 1930-х годов было доказано, что эти полосы тоже связаны с метаном.

Ледяные гиганты

Не удивительно, что из всех планет планет Солнечной системы самые дальние звезды были открыты позднее других. Уран стал первой планетой, найденной в Новое время и при помощи телескопа: в 1781 году он был обнаружен британским астрономом Уильямом Гершелем. А зафиксированные позже необычные изменения орбиты Урана натолкнули исследователей на мысль о неизвестном объекте, который своей гравитацией влияет на него. Так был найден Нептун, ставший первой планетой, открытой благодаря математическим расчетам.

Уран и Нептун достаточно велики по меркам Солнечной системы — они примерно в четыре раза больше Земли. Эти планеты принято выделять в категорию ледяных гигантов. И так же как у газовых гигантов — Сатурна и Юпитера, у них есть системы колец.

Уран и его кольца Изображение: © NASA / ESA / CSA / STScI

Астрономам, на самом деле, уже давно известно, что большинство современных фотографий Урана и Нептуна некорректно отражают их истинные цвета. Искажение возникло в 1980-е годы, когда на Земле получили первые снимки с космического аппарата «Вояджер-2», маршрут которого пролегал рядом с обоими планетами. Это были одноцветные изображения, не всегда точно сбалансированные и зачастую не соответствовавшие реальности. И если Уран получил незначительное искажение, то Нептуну повезло меньше. Нередко его делали светло-синим, чтобы на контрастном фото были лучше видны облака. Тогда эти яркие изображения публиковали с поясняющими подписями о цветокоррекции. Со временем уточнения забылись, а снимки остались и стали восприниматься как актуальные.

И вот недавно оксфордские ученые использовали изображения с космического телескопа «Хаббл» и данные Европейской южной обсерватории, чтобы показать истинные цвета Урана и Нептуна. Эти далекие планеты имеют почти одинаковый бледно-синий оттенок.

(а) и (в) — обработанненые снимки Урана и Нептуна, сделанные «Вояджером-2» в 1986 и 1989 годах; (с) и (d) — реконструкция истинного цвета этих планет Изображение: © NASA /JPL-Caltech / Björn Jónsson

Кроме того, исследователи ответили на давнюю загадку: почему Уран немного меняет оттенок во время вращения вокруг Солнца. В дни летнего и зимнего солнцестояний он зеленеет, а весной и осенью приобретает голубоватый тон. Смена цвета объясняется положением, в котором крутится планета. На орбите она практически лежит на боку, то есть во время солнцестояний северный или южный полюс Урана направлены к Солнцу и Земле. В таком положении даже незначительные изменения в отражательной способности полярных регионов влияют на яркость Урана.

Пятница — день Венеры: на планете нашли активные вулканы #Венера #вулкан 24 марта 2023 07:10