Почему одни дети начинают говорить раньше других и как на это повлиять?

Первые четыре года жизни очень важны для развития речи. Большинство детей к полутора годам умеют произносить отдельные слова, а спустя пару лет уже составляют фразы и предложения. Однако есть те, кто начинает активно говорить гораздо раньше. Ученые выяснили, почему так происходит и как это можно стимулировать.

Международная команда, куда вошли лингвисты, психологи и когнитивисты, провела исследование, участниками которого стали более тысячи детей из 12 стран в возрасте до четырех лет. Ученым пришлось изучить большой объем аудиофайлов на 43 языках — это примерно 40 тысяч часов диктофонных записей на одного ребенка. 

Специалисты подсчитали, сколько и как часто малыши что-то произносили, а также при каких обстоятельствах это происходило. Параллельно фиксировали и слова взрослых. Бытует мнение, что проблемы с развитием речи у детей возникают в семьях с низким социально-экономическим положением — якобы родители меньше вкладываются в своих чад. Результаты нового исследования эту мысль опровергают: ученые не нашли связи между тем, насколько активно разговаривают дети, и тем, сколько зарабатывают их родители, и их статусом в обществе. Пол ребенка тоже не влияет на его общительность. 

Социальный статус родителей не влияет на развитие речи их детей Фото: © senivpetro / freepik

При этом специалисты определили факторы, которые играют решающее значение. Очевидно, что речь медленно развивается у недоношенных малышей и у детей с нарушениями ее восприятия. Например, дислектикам сложно идентифицировать то, что говорят другие, и соотносить это с буквами и словами.

Кого обычно называют позднеговорящими?

Специалисты считают, что это дети в возрасте от 18 до 30 месяцев, которые хорошо понимают язык, развивают игровые двигательные и социальные навыки, а также навыки мышления, но для своего возраста у них ограничен разговорный словарный запас. Про таких малышей иногда говорят, что у них синдром Эйнштейна (Альберт Эйнштейн, по сведениям биографов, не говорил полными предложениями до пяти лет).

  • 18-месячные дети при нормальном развитии должны использовать не менее 20 слов, включая существительные («мяч», «печенье»), глаголы («есть», «идти»), предлоги, наречия («вверх», «вниз»), прилагательные («горячий», «злой»). 
  • 24-месячные дети должны использовать не менее 100 слов и объединять два слова вместе, то есть составлять первые фразы: «собака ушла», «съешь печенье» или «мокрые руки».

При этом нужно понимать, что позднеговорящие малыши могут догнать сверстников, у которых нет проблем с речью. Для этого следует вовремя обратиться к логопеду. Также не помешает проверить слух. Даже если кажется, что с этим все в порядке, важно убедиться, что он слышит звуки разной громкости и высоты. Даже небольшие нарушения слуха могут влиять на трудности с речевым и языковым развитием.

Рузалина Шайхутдинова Фото: из личного архива Рузалины Шайхутдиновой

«В нашей практике было немало случаев, когда родители четырехлетних и даже пятилетних детей не обращались за помощью к специалистам в надежде на то, что их чада одним прекрасным утром проснутся и заговорят целыми фразами. К сожалению, это маловероятно. У отсутствия речи могут быть самые разные причины — от моторной или сенсомоторной алалии (недоразвитие или полное отсутствие речи) до нарушений физического слуха или расстройства аутического спектра», — объяснила «Сириус(Журналу» научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Рузалина Шайхутдинова.

Сосредоточившись на других факторах, ученые заметили закономерность, которая, напротив, способствовала активному развитию речи у детей. 

Оказалось, что самыми болтливыми детьми были те, кто слышал речь взрослых чаще других

Этому у исследователей есть два возможных объяснения:

  • более «разговорная» среда способствует активному развитию речи. Проще говоря, чем больше малыш слышит, тем больше произносит;
  • дети, которые лучше говорят, больше взаимодействуют с родителями, сверстниками и другими людьми. Иными словами, чем больше ребенок произносит звуки или слова, тем больше на него обращают внимание и дают ответную реакцию.

Результаты исследования подтверждают эти доводы: количество разговоров взрослых, которые слышал ребенок, напрямую влияло на то, как часто он что-либо произносил. И с каждым годом число речевых проявлений росло пропорционально. При этом дети с нестандартным развитием, например больные дислексией, пытались разговаривать значительно меньше, чем их сверстники. И с каждым годом этот разрыв увеличивался.

Как живут дети с дислексией и чем им помогает «Сириус»

Читать

В лингвистике есть понятие речевого инпута, когда взрослый человек ведет диалог с ребенком, оказывая ключевое влияние на освоение языка малышом. Вот почему родителям важно внимательно относиться к тому, что и как они говорят: делать это развернуто, полноценными фразами, интонируя речь. 

Ежедневное чтение и общение с ребенком помогает ему узнавать больше об окружающем мире Фото: © freepik

«С неговорящими детьми нужно комментировать действия, которые вы совершаете вместе, а с ребятами постарше — вести диалоги, обсуждать происходящее вокруг. И конечно, нужно вместе читать книги. Ежедневно, долго. Потом обсуждать прочитанное. Так вы будете не только побуждать ребенка к развернутой речи, но и установите контакт с ним, а также позволите ему узнать больше об окружающем мире», — говорит Рузалина Шайхутдинова.

Чтобы определить уровень речевого развития, можно использовать разработанные лингвистами инструменты. Например, русифицированный Макартуровский опросник.

Многие родители пробуют развивать речь детей с помощью гаджетов с различными приложениями и мультфильмами. Рузалина Шайхутдинова подчеркивает, что здесь нужна мера. Если и показывать ребенку какую-то анимацию, то речь героев там должна быть богатой и образцовой. Возможно, чуть-чуть замедленной. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
«Мама, можно я учить не буду — все равно мне два поставят» #образование #Сириус #дислексия 31 октября 2022 12:00
2
Чудесный ритм: как связаны музыка и речь #музыка #речь 03 декабря 2022 19:19
3
Как Антон из Воркуты начал изучать связь мозга и речи в «Сириусе» #Сириус #Университет Сириус 12 июля 2023 18:03