«Болезнь X»: как планируют бороться с будущими пандемиями

Пандемия COVID-19 показала, что и в XXI веке болезни могут косить людей миллионами. Трагедий могло быть гораздо больше, но благодаря накопленным знаниям удалось оперативно создать не одну, а целый ряд вакцин, действующих по разным принципам. Как подготовиться к болезням будущего и сколько денег это потребует, сегодня обсудят на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Термин «болезнь X» появился в докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) еще в 2018 году. Под ним понимают гипотетическое заболевание, которое может спровоцировать глобальную пандемию. Речь идет не о конкретном вирусе, коронавирусе или бактерии, а о патогене, который с высокой вероятностью появится в будущем. Поэтому, убеждены в ВОЗ, к следующей пандемии надо готовиться загодя, чтобы в идеале купировать ее в зародыше. 

Считается, что именно вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке, когда за два года заразились около 29 тыс. человек, более 11 тыс. из которых скончались, побудила ВОЗ начать разработку единой стратегии противостояния гипотетической губительной пандемии. 

Во время вспышки Эболы в Уганде в 2022–2023 годах заболели 160 человек, 80 из которых умерли Фото: © SIGNAL

Для этого с 2017 года организация составляет перечень патогенов, которые потенциально могут спровоцировать карантин. Это необходимо для определения областей, в первую очередь требующих инвестиций в создание средств диагностики, вакцин и лекарственных препаратов. Наряду с Эболой, Конго-крымской геморрагической лихорадкой, вирусом Зика, лихорадкой Ласса, MERS-CoV и SARS в списке фигурирует «болезнь X».

Что такое патоген?

Патогеном называют любой микроорганизм, способный вызвать болезнь. В переводе с греческого это слово буквально означает «порождающий страдание». 

Сейчас под крылом Всемирной организации здравоохранения более 300 ученых исследуют перспективы возникновения «болезни X», а заодно анализируют данные о 25 семействах вирусов и бактерий. Патогены для изучения отбирают в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий их распространения.   

Внесенные в перечень ВОЗ патогены вовсе не обязательно спровоцируют новую пандемию, но такой потенциал у них есть. Например, вирус птичьего гриппа H5N1, как правило, не может активно распространяться в верхних дыхательных путях человека и передаваться дальше для этого там слишком низкая температура. Но достаточно случайной мутации — и мы получим смертельно опасную болезнь с низкой выживаемостью. 

В любом случае «болезнь X» не возникнет из ниоткуда. Причиной могут стать инфекции, которые не попали в поле зрения ученых или их исследованию уделяется недостаточно внимания и финансирования. Тот же SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, изначально обитал в организмах летучих мышей — естественном резервуаре для коронавирусов. Но каким-то образом сумел преодолеть межвидовой барьер и спровоцировал пандемию. Ее острая фаза продлилась более трех лет и официально погубила почти 7 млн человек. Однако, по словам главы ВОЗ Тедроса Адханома Гебрейесуса, реальная цифра превышает 20 млн жизней. 

У летучих мышей иммунитет к коронавирусам Фото: © dpa / picture-alliance / ТАСС

Как уже отмечалось выше, ситуация могла пойти по гораздо более печальному сценарию. Создать вакцину в относительно короткие сроки помогли уже имеющиеся наработки. Россия справилась с задачей одной из первых благодаря тому, что к началу пандемии несколько лет наши ученые трудились над вакциной против возбудителя Ближневосточного респираторного синдрома — ближайшего «родственника» SARS-CoV-2. На его основе в период пандемии и сделали успешную вакцину от ковида. 

Поэтому сейчас так много и говорят о необходимости расширять область знаний о различных вирусах, коронавирусах и опасных бактериях. Представитель Коалиции за инновации в сфере готовности к эпидемиям журналист Кейт Келланд в своей книге о «болезни X» утверждает, что при наличии должной научной базы и исследовательской инфраструктуры будущую пандемию вполне реально преодолеть за 100 дней. 

Большая фарма — большие деньги

Сегодня в Давосе пройдет сессия «Подготовка к „болезни X“». Поскольку форум экономический, то и вопросы на нем будут подняты исключительного финансового характера. Как отметили в Роспотребнадзоре, к обсуждению не пригласили мировых экспертов и ученых-эпидемиологов, которые непосредственно оценивают риски возникновения новых пандемий и меры готовности к ним. 

«Включение „болезни X“ в повестку дня Давоса и финансово заинтересованный состав участников, в том числе крупные фармацевтические компании, показывают, что диалог сессии будет вращаться вокруг увеличения инвестиций», — заявили в ведомстве.

Всемирный экономический форум проходит в Давосе в 54-й раз Фото: © АEPA / ТАСС

Представители Роспотребнадзора подчеркнули, что дополнительное финансирование «выгодно крупным фармацевтическим компаниям, которые якобы демонстрируют свой дальновидный подход к обеспечению готовности к пандемии, поэтому обсуждают вопрос на Всемирном экономическом форуме».

«Разработка любого лекарственного препарата — длительный и дорогостоящий процесс. Прежде всего, ввиду большого объема клинических исследований, которые проводятся для доказательства безопасности и эффективности препарата. В случае вакцин исследования проводятся на особенно большом числе участников. Это связано с тем, что они применяются с профилактической целью у миллионов людей, и важно исключить возможность даже относительно редких побочных эффектов, угрожающих жизни и здоровью», — пояснил «Сириус(Журналу» директор Научного центра трансляционной медицины Университета «Сириус» Роман Иванов.  

Вкладывались в разработку средств для борьбы с пандемией COVID-19 не только государства, но и частные инвесторы. Потому что в конченом счете это приносит большие деньги. В 2021–2022 годах фармкомпании Pfizer, BioNTech, Moderna и Sinovac заработали на своих вакцинах баснословные 90 млрд долларов. К слову, в России прививки «Спутником» были доступны для всех. Наша страна производит широкий спектр вакцин, в том числе против гриппа. По этому направлению Россия — один из мировых лидеров и должна развивать экспортный потенциал.

Опыт пандемии COVID-19 поможет при борьбе с будущими эпидемиями Фото: © Петр Ковалев / ТАСС

В начале июня правительство приняло Стратегию развития фармацевтической промышленности России до 2030 года. Согласно базовому сценарию к 2030-му отечественная фармпромышленность должна создавать 67 % всех применяемых в стране лекарств. Также к 2030 году мы будем самостоятельно изготавливать 80 % препаратов из списка стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть сосредоточено в России (по итогам 2022 года этот показатель — 67,44 %). 

По оценке ВОЗ, жертв пандемии «болезни X» может оказаться в 20 раз больше, чем умерло от COVID-19. Сейчас Всемирная организация здравоохранения просит миллиарды, однако без вакцинации ущерб составит триллионы за счет расходов на лечение, простоя предприятий и потери рабочих рук. 

Между тем агентство Reuters назвало районы в 113 странах, охватывающие более 9 млн квадратных километров, где созданы все условия для новой пандемии. Например, в Лаосе ученые уже обнаружили вирусы, похожие на тот, который вызывает COVID-19. За последние пять лет в Индии уже трижды были зафиксированы массовые случаи заболевания смертельным вирусом Нипах, который также передается от летучих мышей. Особое внимание эксперты обращают на Бразилию, где продолжается вырубка тропических лесов, из-за чего увеличивается вероятность вспышек инфекций.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Пандемия закончилась, угроза осталась — как быть дальше? #пандемия #коронавирус #ковид 15 мая 2023 18:06
2
Российская ВИЧ-вакцина оказалась эффективной, но испытания еще не закончены #вакцина #ВИЧ 19 мая 2023 06:01
3
Российская прививка от опасного женского заболевания может стать бесплатной #вакцина #вирусы папилломы человека 22 мая 2023 07:32