Откуда берет начало смех?

Игра — неотъемлемая часть жизни человека и многих животных, без которой может начаться депрессия, стать хуже иммунитет и даже замедлиться развитие интеллекта. Расскажем о поведении мозга во время игры и о том, как смех помогает выражать радостные эмоции.

Веселиться умеет не только человек, да и смеяться тоже. У млекопитающих разнообразный набор эмоций и их поведенческих проявлений. Радость при игре с сородичами, плач при сильной боли, грусть при разлуке или ласковые объятия как признак нежных чувств — все это доступно и другим животным. При этом смех как основной способ выражения приятных эмоций — наименее изученный тип поведения.

Пролить свет на его природу помогли крысы. Проводя с ними опыты, ученые из Humboldt-Universität zu Berlin прибегли к интересному исследовательскому подходу — они щекотали грызунов и таким образом обнаружили, в какой части мозга берет начало смех.

Жизнерадостный грызун

Серая крыса — обитатель многих научно-исследовательских лабораторий. Работающие с этим животным ученые могут подтвердить, что оно любит поиграть. А еще подопытные грызуны умеют «смеяться», издавая при этом пронзительный писк.

Серая крыса для многих — домашний питомец и отличный друг Фото: © Linda Bestwick / Shutterstock / FOTODOM

Во время игр активность мозга крыс фиксировалась при помощи мозговых электродов. Крохотные провода были имплантированы животным, чтобы те могли свободно перемещаться. С помощью ультразвукового микрофона ученые отслеживали «смех» грызунов, который обычно людям не слышен.

Исследователи проводили разные эксперименты, чтобы найти источник хорошего настроения крысы. Выяснилось, что даже при полном отключении коры головного мозга, а именно она отвечает за сознание и многое другое, грызуны все равно продолжают игру. Это говорит о том, что веселье инстинктивно, как, например, страх. Другие опыты показали, что при смехе активируется периакведуктальное серое вещество — структура мозга, задействованная в вокализации и реакции «бей или беги», которая включается в ответ на угрозу.

Именно зона периакведуктального серого вещества активировалась, когда крысы испытывали положительные эмоции. Подтвердить это удалось, поместив их под яркое освещение, которое вызывает у животных беспокойство. Нахождение в некомфортных условиях после игры приводило к тому, что активная зона быстро гасла — веселье буквально исчезало из мозга.

Заразительный смех

Улыбка и смех активируют зеркальные нейроны в мозге примата и человека. Вот почему в комедиях можно услышать закадровый хохот — когда мы его слышим, мы начинаем улыбаться и смеяться.

Подобно тому, как заразительна зевота, можно передать свое хорошее настроение другому при помощи смеха. Фото: © Lopolo / Shutterstock / FOTODOM

Крысы, как и люди, способны к сложным формам игр. Ученым даже удалось обучить их игре в прятки. Они заключали крысу в ящик, после чего скрывались где-то в комнате. Затем при помощи пульта дистанционного управления дверцу ящика открывали и ждали, когда крыса найдет спрятавшегося. При успешном прохождении испытания животное награждали щекоткой. Такой нестандартный способ поощрения был выбран неспроста. Всякие положительные эмоции вызывают желание испытывать их вновь. Кстати, ученые менялись с крысой местами и тоже искали ее, дав время спрятаться. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Насекомые тоже играют? Шмели не могут «пройти» мимо шарика

Дополнительные эксперименты позволили еще точнее установить центр зарождения смеха. Исследователи ввели специальное химическое соединение в периакведуктальное серое вещество, которое приводило к остановке работы нейронов. После этого животные потеряли интерес к играм и перестали «смеяться», когда их щекотали. В следующих экспериментах ученые намерены выяснить, как некоторые структуры головного мозга связаны с определенными аспектами игр, например, соблюдением правил.

Как микробиом влияет на наше здоровье и настроение #медицина #здоровье #микробиом 07 ноября 2022 18:14