Ханс-Йоахим Фрай: в «Сириусе» рождается новый вид туризма

Ханс-Йоахим Фрай — режиссер и продюсер с мировым именем: он руководил не одним европейским театром, создавал международные конкурсы для музыкантов и оперные постановки, устраивал гала-концерты. В 2017 году нашел себя в «Сириусе», став художественным руководителем Образовательного фонда «Талант и успех». В интервью «С(Ж» он рассказал, чем фестивальный формат привлекает зрителей и как «Сириус» превращается в музыкальную столицу.

Ханс-Йоахим Фрай родился в 1965 году в Гердене (Нижняя Саксония, Германия). Окончил Гамбургскую высшую школу музыки и театра по специальностям «оперное пение», «режиссер музыкального театра» и «менеджер в сфере культуры». В 1993 году стал художественным руководителем Тюрингенского государственного театра в Айзенахе, в 1995-м — Бременского театра. В 1996-м совместно с профессором Германом Рауэ основал международный конкурс певцов — исполнителей итальянской оперы Competizione dell’opera.

Творческий путь Ханс-Йоахима Фрая прошел через Дрезденскую Земпер-оперу (где он ставил знаменитый оперный бал), Театральное объединение Бремена, концертное общество LIVA в австрийском Линце. Руководил концертным залом «Брукнерхауз» и Брукнеровским фестивалем классической музыки Brucknerfest. С 2014 года он — советник генерального директора Большого театра России, а с 2017-го — художественный руководитель Фонда «Талант и успех». 

Ханс-Йоахим Фрай — гражданин России, он уже шесть лет живет в нашей стране Фото: Евгений Эргардт / Пресс-служба «Сириуса»

Вся жизнь Ханса-Йоахима Фрая тесно переплетена с Россией. Можно сказать, что это его вторая Родина. Он немец, но чувствует себя и русским, его корни тесно связаны с нашей страной. Прапрадедушка Ханс-Йоахима был священником в немецкой кирхе в Санкт-Петербурге, бабушка и вовсе родилась в городе на Неве. После Октябрьской революции им пришлось бежать в Кенигсберг — родной город деда, который по итогам Второй мировой войны стал Калининградом.

— Господин Фрай, однажды вы сказали: «Вся история с Россией в моей жизни — это случайность, я не ожидал, что в 50 лет приеду в эту страну и останусь здесь». Получается, что случайность стала закономерностью, ведь вы уже больше 10 лет тут работаете и шесть живете, а два года назад даже получили гражданство. Как вы оцениваете проведенный в России период?

Это очень важное и насыщенное время — время перемен, которые произошли в «Сириусе» за эти годы. Вместе мы начали концертную жизнь в 2017-м. Тогда, по сути, ничего не было, а сейчас у нас слаженная профессиональная команда. Мы добиваемся лучшего, что только может предложить зал в Университете «Сириус», и проводим мероприятия высочайшего уровня. Конечно, всего мы достигнем, когда переедем в новый концертный зал, строительство которого идет полным ходом в Олимпийском парке.

Первые концерты в сверхсовременном комплексе «Сириуса» состоятся уже весной

Читать

Летом у меня гостили друзья, которые были со мной здесь в первые два года работы в «Сириусе». Они поразились тому, как многое изменилось. Отличная акустика, звук, свет, маркетинг — все на очень высоком профессиональном уровне. Мы задали себе планку и придерживаемся ее — приглашаем только лучших артистов. Главное, что они сами хотят приезжать к нам в гости. Перемены, о которых я говорю, касаются и в целом «Сириуса», а не только его музыкальной составляющей.

— Чем второй Новогодний музыкальный фестиваль отличается от первого?

— В этот раз мы сделали акцент на творчестве Римского-Корсакова — в прошлом году был Рахманинов. Открыл II Новогодний музыкальный фестиваль в «Сириусе» Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Выступила оперная певица Альбина Шагимуратова. Я очень рад, что два вечера в «Сириусе» будут играть музыканты из Австрии: квартет солистов Венского филармонического оркестра и салонный оркестр «Старая Вена». Это очень хороший знак и то, к чему мы стремимся: культура должна объединять народы, строить мосты.

Полная афиша Новогоднего музыкального фестиваля в «Сириусе»

Читать

— Большой летний, Новогодний, Молодежный… В 2023 году с огромным успехом прошли три крупных фестиваля, которые собрали десятки тысяч зрителей. Можно уже констатировать, что без подобных мероприятий сложно представить себе «Сириус». Почему был выбран именно этот формат?

— Как вы знаете, в «Сириусе» существует особая образовательная система, направленная на поддержку молодых талантливых музыкантов. В дополнение к ней мы создали фестивальную структуру, чтобы сюда приезжали лучшие представители классической музыки. Денис Мацуев, музыканты Венской филармонии, Симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского — исключительные профессионалы. Это наш стандарт. А фестивальный формат — наша особенность.

Дирижер Уральского молодежного симфонического оркестра Дмитрий Филатов, победители V Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» Дмитрий Феденко и Игорь Смалий, художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай (слева направо) Фото: Евгений Эргардт / Пресс-служба «Сириуса»

— Постепенно «Сириус» становится музыкальной столицей России.

— Люди привыкают воспринимать «Сириус» как место проведения фестивалей. Москва и Санкт-Петербург — безусловные музыкальные столицы. Но, скажем, у Большого и Мариинского театров своя сложившаяся аудитория, свой репертуар. Уникальность «Сириуса» в том, что здесь встречаются артисты со всей России, в том числе из упомянутых театров, можно увидеть и услышать всех лучших.

— Язык академической музыки долгое время был единственным доступным и понятным большинству людей, однако с появлением массовой музыки — эстрадной, электронной и других направлений — классика перешла в разряд элитарной культуры. Должна ли она таковой и оставаться?

— Сейчас примерно треть общества слушает популярную музыку, а академическую — вдвое меньше. Наша цель — сделать классику более доступной, просветить людей, научить их ценить и понимать такую музыку, чтобы она им действительно нравилась. Когда мы начинали эту работу шесть лет назад, нас спрашивали: почему только классика? Популярная музыка тоже бывает очень качественной и интересной, такая и мне нравится. Но в «Сириус» люди приезжают за академической. Понять ее может каждый — надо только открыться ей: слушать, чувствовать и позволить проникнуть в душу. Впрочем, некоторое смешение жанров у нас присутствует. Разумеется, я говорю о джазе. В «Сириусе» выступает Игорь Бутман, а также зарубежные джазмены.

Ханс-Йоахим Фрай на концерте под открытым небом на Медальной площади в «Сириусе» Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— Как Вы проводите свободное время в «Сириусе»?

— Это же фантастическое место! Здесь можно гулять по набережной, купаться в море, заниматься спортом, путешествовать в горах: способов прочувствовать атмосферу этой уникальной территории — масса. Знаете, как я обычно говорю? Самый известный город в мире, где проходят фестивали классической музыки, — это австрийский Зальцбург. Там есть горы, небольшое озеро и Моцарт. У нас есть свои Кавказские горы, а также прекрасное Черное море и уникальный «Сириус». Все это со временем позволит федеральной территории стать таким же всемирно известным фестивальным местом.

Когда откроется новый концертный зал, люди будут специально к нам приезжать — послушать музыку. Те, кто обычно ходит в Большой и Мариинский, сядут в самолет и прилетят сюда на концерт. Можно сказать, что мы создаем новый вид туризма. Днем — гулять, купаться, заниматься спортом, ходить в горы, а вечером — насыщенная культурная программа. Такого больше нигде в России нет. Поэтому я и счастлив быть здесь.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
В Бейруте лезгинку исполняли на бис: ректор-виолончелист Алексей Васильев о пути в музыке и педагогике #образование #музыка 29 августа 2023 13:09
2
Сергей Ролдугин: «Многие идеи рождаются на сцене в „Сириусе“» #музыка #Созвездие #Сергей Ролдугин 03 октября 2023 07:35
3
Новогодний музыкальный фестиваль в «Сириусе»: Александр Сладковский о его секретах #Сириус #Новогодний музыкальный фестиваль 16 декабря 2023 10:58