Сергей Ролдугин: «Многие идеи рождаются на сцене в „Сириусе“» 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, виолончелист, педагог и дирижер Сергей Ролдугин стал Председателем правления и учредителем Фонда «Талант и успех» в 2015 году. С тех пор маэстро ведет самые знаковые для федеральной территории культурные проекты, в том числе конкурс молодых музыкантов «Созвездие», который в этом году прошел в пятый раз. После его окончания «С(Ж» поговорил с Сергеем Ролдугиным о том, каким качеством должен обладать солист и от чего музыка может спасти.

Сергей Ролдугин награжден орденами Почета (2011) и Александра Невского (2016), медалью «За освобождение Пальмиры» (2016) Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Сергей Ролдугин родился в 1951 году. Будущий народный артист России с отличием окончил Ленинградскую консерваторию, а затем ассистентуру-стажировку у профессора Анатолия Никитина. С 1974 по 1984 год был артистом Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. С 1984-го по 2003-й — первый солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра. Профессор и в 2003–2004 годах ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 2004-го — приглашенный дирижер Мариинского театра. С 2006 года является художественным руководителем Санкт-Петербургского Дома музыки. 

— Сергей Павлович, вы возглавляете жюри конкурса «Созвездие» пятый год подряд. Расскажите, как происходит выбор победителя? Как определить лучшего, когда все участники такие талантливые, молодые и красивые? 

— Жюри конкурса — это настоящая команда, где каждый готов прийти на помощь. Поэтому у меня всегда есть огромная поддержка в лице замечательных профессоров, которые олицетворяют собой лучшие направления инструментальной музыки всех учебных заведений нашей страны. Все они настолько объективны, насколько вообще могут быть таковыми музыкальные эксперты. Потому что порой страсти зашкаливают, но это естественный процесс.

В «Созвездии» все эмоции искренние, честные.

Поэтому работать нам легко и интересно. А самое главное — это обратная связь, которую мы получаем от молодых ребят. Многие идеи рождаются именно здесь — на сцене в «Сириусе» — впервые, а это и есть настоящее творчество.

— А как оно получается?

— Молодые ребята со своими педагогами проходят материал и выучивают концепцию, но сцена приносит свои неожиданные изменения, которые нисходят на исполнителей. Очень интересно наблюдать за тем, как юные головы вдруг посещает какая-то озорная или удивительная эмоция, и они начинают импровизировать.

Они играют те же, знакомые им на репетициях ноты, но неожиданно там, где всегда, к примеру, ожидался уход на диминуэндо, происходит, наоборот, усиление. И музыкант сам внутри себя радуется этой свежей мысли. Конечно, мы — жюри — можем сначала удивиться и сказать, что так не играют. Но потом чаще всего признаем, что это тоже интересно и является новым прочтением классики. Более того, даже самые великие композиторы — Чайковский, Моцарт, Шостакович, Рахманинов — сами зачастую не до конца были уверены, что интерпретация их произведений может быть только одна. Поэтому когда они пишут в нотах те или иные пожелания — это только указание направления.

Сергей Ролдугин поздравляет 16-летнего виолончелиста Адриана Маркевича с победой на V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие» Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

— Тогда какие критерии у жюри?

— Если ты слушаешь с интересом, это и есть самое главное в исполнении. Главный критерий — это качество. Нужно не просто попасть в нужную ноту, а проникнуть в музыку. 

Исполнитель должен быть погружен в нее, а не любоваться какими-то внешними вещами или руководствоваться посторонними желаниями — понравиться публике, неожиданное что-то сыграть, соригинальничать. Иногда это совпадает с замыслом композитора, иногда нет. Но это слышно. Потому что сиюминутная красота может не вписаться в концепцию всего сочинения.

— Какое будущее у детей, которые участвуют в «Созвездии»? Некоторые из них ведь уже играют на большой сцене с великими мастерами. 

— Образовательный центр «Сириус» создан для того, чтобы выявить талант и потом сопроводить его развитие. Ребята, которые сейчас заявили о себе как интересные исполнители, безусловно, не останутся без внимания. Лично я буду продвигать их в Санкт-Петербургском Доме музыки, а это значит, и во всей России. Потом мы придем к Денису Мацуеву и Валерию Гергиеву. 

В жюри «Созвездия» входит Павел Милюков. Он тоже начинал как талантливый скрипач, а теперь — уже эксперт. Павел большой знаток и авторитет в скрипичной игре. Я уже не говорю о технологиях — он очень искушен в этом. Вы когда-нибудь слышали профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского Алексея Уткина? Он тоже входит в жюри. Когда он играет, просто забываешь, что в его руках звучит инструмент: это словно голос ангела свыше. А чего стоят звездные ученики Валерия Пясецкого! Эти люди помогают нашей стране выявить таланты, которые потом взойдут на следующую ступень — в открытое море внимания публики, которая по достоинству оценит наш выбор.

Маэстро дает уроки игры воспитанникам «Сириуса» Фото: Наталья Ухова / Пресс-служба «Сириуса»

— Какое музыкальное будущее у самого «Сириуса» с учетом открытия в следующем году уникального концертного комплекса? 

— Строится будущее. Мы все вместе — с Валерием Гергиевым, Еленой Шмелевой, Павлом Милюковым — ходили сначала по бетонному полу, потом по залам, спорили, разговаривали с архитекторами, с акустиками. Потом свалилась политическая обстановка, ее нужно было преодолеть. Уверен, что зал будет великолепный!

«Сириус» все время развивается

Я надеюсь, что он каждый раз, как живой организм, как драгоценное растение, будет приносить все новые и новые плоды — разные и прекрасные.

— Кем вы хотели быть в детстве? 

— Я хорошо играл в футбол. А еще хотел стать орнитологом. Люблю животных и птиц, моим кумиром был писатель-натуралист Виталий Бианки. А в футбол я играл с эмоциональным удовольствием. Выходишь рано утром, воздух свежий, травка зеленая, бьешь по мячу. Гол! Эстетика замечательная!

— Но все-таки выбрали музыку?

— Это все мама. Она сказала: «Не выучишь от сих до сих, не пойдешь на тренировку».

Весной 2022 года Сергей Ролдугин и Сочинский симфонический оркестр под управлением Алексея Асланова открыли шестой концертный сезон в «Сириусе» Фото: Алексей Складчиков / Пресс-служба «Сириуса»

— Это была музыкальная школа.

— Да.

— Когда сейчас вы садитесь за инструмент, что испытываете?

— Меня повергло в страх и ужас, когда в детстве мама сказала: «Если станешь музыкантом, ты должен будешь упражняться всю жизнь». Целую жизнь, каждый день! Тогда мне показалось это страшным. А сейчас я вспоминаю маму и каждый раз говорю ей спасибо. Когда я занимаюсь музыкой, чувствую, что в форме: у меня просто нет ни врагов, ни проблем и никаких претензий к самому себе. Но если я пропустил, то чувствую некомфортно. Искренне стесняюсь и переживаю, как будто я что-то стащил у самого себя. 

Это чувство меня держит, музыка меня спасает

— Какими качествами должен обладать современный музыкант?

— Я занимался и педагогической, и дирижерской, и инструментальной деятельностью и убежден, что в первую очередь важен слух — это краеугольный камень. Что бы мне ни говорили про чудесные ручки и замечательные пальчики. Все это хорошо, но вторично по отношению к слуху.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Сергей Ролдугин: «Сириус» создан, чтобы открывать таланты #Сириус #музыка #Созвездие #таланты 03 июня 2022 11:06
2
«Созвездие» в «Сириусе»: когда талант соединяется с волей #Сириус #музыка #Созвездие 09 апреля 2023 18:10
3
Пятое «Созвездие» стало рекордным на Гран-при #Сириус #музыка #Созвездие 11 апреля 2023 13:57