Пирсинг на службе науки: какой вред он наносит

Раньше пирсинг играл важную роль в традиционных обычаях и ритуалах и использовался для выражения идентичности, а сегодня ученые наблюдают за клиентами пирсинг-салонов, чтобы разобраться в том, как проколы влияют на микробиом кожи. В будущем это поможет бороться с кожными инфекциями. А пока один из самых древних человеческих обрядов создает идеальные условия для размножения бактерий.

Проколы тела — очень древняя практика. Сведения о пирсинге встречаются в летописях XV века, украшения, вживленные в кожу, можно увидеть на фресках и скульптурах, а в захоронениях находят серьги из нефрита и стекла. Пожалуй, самый древний «живой» пример — мумия «ледяного человека» Этци, который еще 5 тыс. лет назад проколол себе уши.

Кто такой Этци и какие татуировки у него были?

Пирсинг как культурный феномен

Пирсинг кожи во все времена использовался для выражения индивидуальной и групповой идентичности и играл важную роль в традиционных обычаях и обрядах посвящения в различных культурах по всему миру. Так, известно, что древние римляне прокалывали пенисы, чтобы контролировать сексуальность: таким образом у рабов регулировалось деторождение, а у спортсменов — расход драгоценного тестостерона. У ацтеков и майя проколы носа ассоциировались с мужественностью, а в Индии считалось, что «дырявые» носы у женщин скоро принесут их хозяйкам потомство.

Женщина из племени Мурси с традиционной накладкой для губ Фото: © Piu_Piu / Shutterstock / FOTODOM

Татуировки и пирсинг чаще встречаются среди людей, которые в детстве подвергались жестокому обращению и пренебрежению со стороны родителей. К такому выводу пришли немецкие ученые в своей работе, опубликованной в журнале BMC Psychology.

С распространением христианства люди стали отказываться от пирсинга. Считалось, что тело, созданное по образу и подобию Божьему, должно оставаться неизменным. Пирсинг стал еще одним способом, с помощью которого колонизаторы могли утверждать свое «превосходство» и указывать на культурные различия и традиции, которые необходимо искоренить.

Новое время

В Европе начала XX века распространению пирсинга способствовало модное тогда увлечение культурой Индии, а в 1960-х годах он стал символом протестных движений, бунта, свободы. Позже прокалывание кожи стало популярным благодаря панк-движению, а в 1993-м эту процедуру даже показали в клипе группы Aerosmith на песню Cryin’. Он получил премию «Видео года» на церемонии MTV Video Music Awards, и после этого пирсинг-салоны в Европе и США стали появляться как грибы после дождя.

Упоминание о прокалывании носа встречается даже в индийских Ведах, написанных несколько тысяч лет назад Фото: © guys_who_shoot / Shutterstock / FOTODOM

По данным самого обстоятельного на сегодняшний день исследования, пирсинг есть у 10 % англичан, а среди женщин в возрасте от 16 до 24 лет — примерно у 50 %. При этом примерно у трети людей в этой категории возникали проблемы со здоровьем, а каждый седьмой обращался за дальнейшей помощью. Кроме того, что пирсинг как инвазивная процедура может быть сопряжен с вероятностью осложнений, он все еще остается частично табуированным: люди выбирают для проколов незаметные места и отказываются от украшений на работе и в учебных заведениях.

Научный подход

Микробиологи из Университета Макгилла (Канада) и Лозаннского университета (Швейцария) решили посмотреть на пирсинг не как на культурное явление, а как на «экосистемную инженерию человеческого тела». В своем исследовании они проверили, какие изменения происходят при проколе уха в микробиоме, то есть среди микроорганизмов, которые живут на поверхности кожи.

Функции микробиома кожи

Микробиом кожи — совокупность микроорганизмов, которые обитают на ее поверхности, они — защитный барьер кожи. Микроорганизмы играют значительную роль в защите кожи от вторжения патогенов и формировании иммунной системы человека. Дисбаланс в сообществе микроорганизмов может привести к кожным заболеваниям.

Процедура пирсинга обычно начинается с поверхностной стерилизации кожи, которая серьезно влияет на микрофлору. Анализ показал, что после этого нарушается микробиом кожи из-за того, что умирает большинство местных видов бактерий.

Затем вставляют пирсы из нержавеющей стали. Обычно на срок не менее двух недель. Это создает новую экологическую нишу, которая отличается от другой кожи по многим параметрам, включая температуру, кислотность и влажность.

Cогласно проведенному в России опросу, всего 8 % жителей страны имеют пирсинг Фото: © Vershinin89 / Shutterstock / FOTODOM

Чтобы изучить эти изменения, микробиологи исследовали 28 человек, которые прокалывали мочки уха. Они собирали образцы с кожи до и после прокола (трехэтапный процесс включал стерилизацию кожи с последующими прокалыванием кожи и введением металлической штифта).
Затем участников исследования попросили самостоятельно брать образцы с пирсинга и прилегающей кожи в течение следующих двух недель в определенные моменты времени: спустя 12 часов,  день, три дня, неделю и две недели.

Исследователи обнаружили, что пирсинг кожи был тесно связан со значительным увеличением микроорганизмов в месте прокола. Вероятно, это было вызвано изменениями температуры, влажности внутри и вокруг раны и уровня кислотности кожи. Кроме того, вставленные в место прокола штифты могут накапливать грязь, включая пот, кожное сало и кусочки рогового слоя, которые служат основными источниками питания для большинства обитающих на коже микроорганизмов.

Особенно пристально ученые изучили два доминирующих сообщества бактерий — связанную с акне анаэробную грамположительную палочку и эпидермальный стафилококк. После пирсинга численность первой сократилась, а второго возросла. Отметим, что оба вида встречаются при кожных инфекциях, которые, правда, возникают только в том случае, если один из них становится единственным доминантным. В будущем такие взаимоотношения между бактериями можно использовать для предотвращения и контроля кожных заболеваний.

Как микробиом влияет на наше здоровье и настроение #медицина #здоровье #микробиом 07 ноября 2022 18:14