«Знания должны быть бесплатными»: как учитель-блогер оказался в «Сириусе»
Учитель географии Михаил Ваганов родом из Челябинска. Любовь к предмету у него от деда-ветерана, который тоже был педагогом. В своей работе преподаватель-блогер видит образовательную миссию, и для него это не просто громкие слова. О своем пути в профессию и в «Сириус» он рассказал «С(Ж».
Почему стал педагогом
Это семейная история. Мой дед — ветеран Великой Отечественной войны, ему недавно исполнилось 99 лет. Он был учителем географии и привил мне интерес к этому предмету. Так что у нас небольшая педагогическая династия.
Передо мной стоял сложный выбор: либо пойти в учителя, либо в экологи (всегда любил туризм и походы). Я остановился на педагогике, она мне была понятнее. Преподаватель постоянно находится в творческом процессе: что-то нужно придумывать, чтобы ученикам было интересно.
Например, как заинтересовать современного подростка уроком про почвы России? А вот как: представляем, что мы прилетаем на Марс, и надо что-то сажать и выращивать. Это по мотивам фильма «Марсианин». Нам надо придумать, как получить подходящую почву. Вот так на каждом уроке приходится сочинять что-то цепляющее, удивлять. Без этого никуда.
О блогерстве
Есть случаи, когда люди начинали на образовании делать деньги, а потом финансовый вопрос становился фокусом их интересов. Я считаю, что знания должны быть бесплатными и доступны абсолютно всем. Моя цель — передавать их и распространять. Поэтому я отключил монетизацию, блогерство не дает мне ни копейки. Считаю, что если ты создаешь образовательный контент, он должен быть максимально доступен всем без цели заработать.
Как попал в «Сириус»
Все началось с Российского общества «Знание». Благодаря ему я принял участие в интересном конкурсе «Лига лекторов». Вначале там было 10 тысяч человек, из которых выбрали 50 лучших — среди них оказался и я. Буквально на следующий день мне позвонили из «Сириуса» и спросили, не хочу ли я приехать к ним как приглашенный преподаватель.
Я согласился — такой шанс выпадает не всегда!
Потом узнал, что важным фактором стало то, что у меня были видеоролики в «Ютубе» и «ВК». Видимо, мой контент понравился. Я приехал на одну смену как лектор, затем на следующую и еще одну. Потом мне предложили остаться на федеральной территории, работать постоянно. Условия очень приличные — грех было от такого отказываться. Так я оказался в Президентском лицее «Сириус».
Что дает «Сириус»
Тут у меня началась активная просветительская жизнь. Например, на днях я читал «Географический диктант», а еще давал мастер-класс в Художественно-историческом центре «Сириус» по горным породам и минералам. Здесь очень много всевозможных мероприятий, где ты востребован.
А еще в Образовательном центре есть три направления: «Наука», «Спорт», «Искусство». Всем ребятам преподаешь одно и то же. Но когда это хоккеисты, получается один урок (хотя даже презентация может быть одинаковой), а когда учишь тех, кто увлекается искусством, выходит совершенно другое занятие, с другими примерами и подачей материала. Это вдохновляет и не дает скучать.
Еще всегда есть общение с ребятами из разных регионов. Мне как географу это очень важно — много любопытного узнаешь о нашей стране.
О том, что вдохновляет
Меня вдохновляет возможность быть в постоянном контакте со своими учениками, передавать знания. Мне кажется, что это и есть учительская миссия. Да, громкие слова, но я ее ощущаю именно здесь.
Я учу ребят, которые могут стать новыми Сеченовыми, Королевыми или Илонами Масками, — это дает много сил и вдохновляет! Вижу, как они стремятся развиваться и расти, думают о своем будущем!
Как педагогу попасть в «Сириус»?
- Быть все время в творческом тонусе и не зацикливаться только на своем предмете.
- Вести просветительскую работу в разных форматах, например через соцсети или авторскую программу, — вас заметят!
- Участвовать в профессиональных форумах, встречах или конгрессах (они регулярно проходят в «Сириусе»).