Под музыку зелень растет быстрее и становится полезнее

Окружающие звуки так же влияют на растения, как температура воздуха, освещенность, качество почвы и объем влаги. Исследовательская группа из Тяньцзиньского педагогического университета выяснила, что музыка способна стимулировать рост и выработку белка у ряски. Китайские ученые полагают, что их открытие положит начало акустическому земледелию.

Турионообразующую ряску для необычного эксперимента исследователи выбрали неспроста. Это плавающее на поверхности пресной воды многолетнее растение богато белком и аминокислотами, поэтому может служить их источником для человека, а также высококалорийным кормом для рыб, птиц и домашних животных. Кроме того, это естественный биофильтр и биоиндикатор загрязнения водоема.

Каждый день в течение недели ученые подвергали ряску воздействию размеренной и умиротворяющей музыки, а именно включали ей композицию Purple Butterfly группы Bandari. Этот швейцарский коллектив, играющий в стиле New Age, пользуется большой популярностью в материковом Китае и на Тайване. Уровень звука во время эксперимента колебался в диапазоне 60–70 децибел, что соответствует громкости обычного разговора.

Опыт показал, что «слушавшие» мелодию растения росли на 10 % быстрее тех, которые остались без музыки. Кроме того, среднее содержание белка у первых оказалось значительно выше, чем у вторых, — 8,89 мг/г массы тела против 5,49 мг/г. Музыка помогла ряске лучше воспринимать свет, а значит, стимулировала способность к фотосинтезу.

Семена тоже «слышат»

Лабораторные и полевые опыты показали, что ультразвуковая обработка семян целесообразна при производстве гидропонного зеленого корма (ГЗК). Так называют зеленую массу побегов растений с их корневым пластом, выращенную из семян зерновых и бобовых культур без почвы в искусственных условиях. Как правило, ГЗК используют для откорма птиц.

Ультразвук благотворно влияет на общий обмен азота, кальция, фосфора и железа в ГЗК. Выход биомассы корма повышается на 10–15 %, продуктивность питающихся им птиц — на 14 %, а затраты корма на 1 кг прироста живой массы пернатых уменьшается на 8,4 %. При этом концентрация вредных для здоровья радионуклидов, тяжелых металлов и нитратов падает на 86 % по сравнению с контрольной группой.

Гидропонный зеленый корм Изображение: © haveseen / Shutterstock / FOTODOM

Ученые пока не определили точные причины положительного воздействия музыки на рост турионообразующей ряски, зато обнаружили важную подсказку. Звуковые колебания повлияли на работу 1298 генов растений, и среди них оказались те, что отвечают за фотосинтез и гормональную регуляцию.

В перспективе полученные данные можно будет использовать в сельском хозяйстве. Но для начала надо досконально понять, как устроен механизм воздействия музыки на растения. Да и выбор мелодии немаловажен. Ранее армянские ученые выяснили, что чечевичный рис и ячмень начинают быстрее расти под воздействием классической музыки. Тяжелый рок же дал меньший эффект, но все равно оказался «удобрением», поскольку не «слушавшие» его развивались еще медленнее.

Как растения умеют общаться — послушайте сами! #звук #растения 03 апреля 2023 07:05