День учителя: почему Россия — лучшая по работе с одаренными детьми

Сегодня отмечают Всемирный день учителя. В преддверии праздника мы пообщались с преподавателем астрономии с 30-летним стажем Борисом Эскиным, который стоял у истоков олимпиадного движения по астрономии в нашей стране и сейчас возглавляет сборную России по этому предмету. Он объяснил, чем ему не нравятся ЕГЭ и современные олимпиады, для чего школьникам стоит изучать все предметы, а не только те, что им нужны в вузе, и почему система работы с одаренными детьми в нашей стране — лучшая в мире.

Борис Эскин Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Борис Эскин — учитель физики высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга, старший преподаватель кафедры небесной механики Санкт-Петербургского государственного университета. Разработчик многих учебных курсов, автор публикаций в научных журналах.

О пути в астрономию

Изначально я планировал стать мореплавателем, поступил в Институт водного транспорта. Но не сложилось, и я ушел в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена (ныне РГПУ им Герцена). Именно там увлекся астрономией благодаря очень интересным преподавателям. Диплом защищал в Пулковской обсерватории.

Я устроился работать в физико-математическую школу при Ленинградском государственном университете, где стал преподавать астрономию. Тогда было всего четыре подобных школы-интерната по всей стране. Со временем возникла идея открыть астрономический класс или кружок, а чтобы найти для него детей, организовал олимпиаду. Тогда мы отобрали лучших и открыли астрономическую школу уже в Санкт-Петербургском государственном университете. Так все и закрутилось. 

Об олимпиадах

В 1993 году мы провели первую олимпиаду, а в следующем году появилась всероссийская олимпиада по астрономии. И только в 1996-м — первая международная астрономическая олимпиада.

Международная астрономическая олимпиада была создана Евро-Азиатским астрономическим обществом 7 июня 1996 года, а впервые прошла в ноябре того же года в Специальной астрофизической обсерватории РАН. С тех пор ежегодно этот интеллектуальный конкурс собирает школьников в возрасте 14–17 лет.

В этом году прошла 30-я Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада, она идет по линии ВсОШ. В последние годы у нас сложился очень хороший преподавательский костяк сборной, в которую вошли в основном победители международных олимпиад.

Закрытие ВсОШ по астрономии в Образовательном центре «Сириус» Фото: Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

С прошлого года мы организовали еще одну Открытую международную олимпиаду по астрономии (Open World Astronomy Olympiad), она была проведена в столице Республики Мордовии. В этом году она пройдет с 14 по 22 ноября в «Сириусе». Считаю, что мы должны создавать свои международные интеллектуальные конкурсы, и не важно, какого формата они будут. У нас есть чем заинтересовать ребят. Как говорил великий Мао: 

Пусть расцветают все цветы

Мне не нравится, что олимпиады уже где-то превратились в профессиональный спорт. Во-первых, как показала практика, умение решать задачи по тому или иному предмету еще не говорит о том, что человек потенциально умный. Можно блестяще решать задачки по физике или математике, но при этом совершенно не ориентироваться в жизни. Во-вторых, меня смущает мотивация денег в олимпиадах. С одной стороны, дети должны понимать, что интеллектом можно заработать, с другой стороны, это очень серьезный воспитательный аспект. Сейчас состав нашей сборной команды по астрономии во многом состоит из москвичей, которые раньше жили в регионах. Победители международных олимпиад получают хорошие гранты — миллион рублей за золотую медаль, но если ребенок представляет столицу, то плюс к ним 1,5 млн. 

Это приводит к тому, что ребята начинают массово уезжать из регионов, потому что в Москве больше платят, а потом по такому принципу начинают съезжать и в другие места. 

Что касается педагогов, это точно не про деньги!

Большинство тех, кто занимается олимпиадами и детьми непосредственно, делают это из любви к науке. Учителя сами чаще доплачивают, как они с юмором говорят.  

Почему 5 октября?

Ежегодно 5 октября более ста стран, в том числе Россия, отмечают Всемирный день учителя. Почти 60 лет назад, 5 октября 1966 года в Париже прошла специальная межправительственная конференция о статусе учителей, на которой представители ЮНЕСКО приняли рекомендации о статусе педагогов.

В нашей стране День учителя начали праздновать в 1965 году. Правда, тогда это делали в первое воскресенье октября. Традиция сохранялась до 1994 года, когда ООН предложила учредить международный праздник на дату 5 октября.

Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества Изображение: © Drazen Zigic / Shutterstock / FOTODOM

Про школу

Все, чему вас учат в школе, пригодится. Не бывает ненужных знаний. Невозможно предугадать, когда они в жизни понадобятся

Так я всегда говорю детям. Любая наука логична по определению. Каждый школьный предмет мало того, что дает знания и умения, он еще и формирует определенные умственные способности. Например, математика развивает абстрактную логику, биология дает представление о жизни, история, как и физика, обнажает причинно-следственные связи, только на более сложном уровне.

Другое дело, что нашу систему образования нужно немного доработать. Если раньше школа была фактически основным местом, кроме семьи, где ребенок получал информацию о жизни, то сейчас есть сотни других источников. В интернете идет такой поток мусора, а дети читают, абсолютно не задумываясь. Школа должна учить работать со знаниями, в этом должен помогать педагог.

Я удивился, когда увидел в школьной библиотеке много красочных изданий по астрономии, но среди них очень много переводных. Там же не встретишь ничего про наших, кроме Юрия Гагарина, естественно. А как же вклад дореволюционной российской науки и советской? Он колоссальный! При этом я не говорю, что надо тянуть одеяло на себя, но важно давать объективную картину мира.

Про ЕГЭ

Сейчас дети учат только те предметы, по которым надо сдавать экзамены. А как же все остальное? 

Главное — двойку не получить, а тройку им и так поставят

Так мы получаем людей, которые блестяще знают физику, но не знают историю, а такими манипулировать — плевое дело. Если бы дети знали, что им придется сдавать экзамен или тот же ЕГЭ по всем предметам, то они бы хоть что-то по ним знали.

ЕГЭ зародился в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Тогда появились различные неофициальные центры, где дети проходили тестирование. Потом какие-то вузы стали принимать эти результаты при зачислении, а затем появилась идея по результатам обучения в школе выдавать выпускникам сертификаты. Их стоимость определяли результаты обучения в школе: чем они выше, тем выше стоимость документа. Ученик с дорогим сертификатом должен был поступить в вуз, где дорогое обучение.

В 2023 году единый государственный экзамен сдали около 270 000 человек, при этом только 17 учеников набрали максимальные баллы по всем трем предметам Фото: © Пресс-служба Рособрнадзора

Сразу встал вопрос о единой системе оценки знаний. Года три система работала, а потом стало понятно, что сертификаты вообще не покрывали стоимость обучения. То есть вузы обменивали их на финансирование от государства. Оказалось, что экономистов и юристов набирали больше, чем астрономов, физиков и педагогов. Соответственно, финансирование образовательных учреждений тоже отличалось. А специалистов, которые требовались стране, не было. Сертификаты убрали, а система ЕГЭ так и осталась.

Об одаренных детях

При этом в России самая мощная и продвинутая система работы с одаренными детьми. Такого образовательного центра, как «Сириус», нет нигде в мире. За нами идет Китай, остальные — на порядок ниже. Индусы тоже выстраивают похожую систему, но у них она очаговая, а у нас — по всей стране. И в этих региональных центрах работают гениальные преподаватели.

Кандидаты в сборную России по астрономии на сборах в Образовательном центре «Сириус», 2023 год Фото: Евгений Эргардт / Пресс-служба «Сириуса»

Но самое главное — что потом делать с этими детьми? Они действительно одаренные, их много. Небольшая часть уезжает, а основная доля учится и работает здесь. У нас потрясающий потенциал, который нужно пустить в правильное русло, чтобы эти ребята могли проявить себя в том числе в фундаментальной науке.

«В 1955 году в Пулковской обсерватории было сделано открытие, за которое потом дали Нобелевскую премию. Проходивший стажировку аспирант Тигран Шмаонов под руководством известных советских радиоастрономов Семена Хайкина и Наума Кайдановского измерял радиоизлучения из космоса и обнаружил шумовое СВЧ-излучение. Позже опубликовал об этом статью в журнале «Приборы и техника эксперимента».

Библиотека Пулковской обсерватории содержит множество книг по астрономии, включая инкунабулы XV века (книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года). Фото: © Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук

Через несколько лет похожие эксперименты проводили американцы, но делали это уже целенаправленно. Они обнаружили так называемое реликтовое излучение — это остаточные радиоизлучения, которые появились в результате взрыва Вселенной. 

Потом все узнали, что это наш аспирант их открыл. Зато американские радиофизики Роберт Уилсон и Арно Пензиас через десятки лет получили за это открытие Нобелевскую премию».

Борис Эскин

О трудоустройстве

Работы, на самом деле, море! В ребятах заинтересованы астрономические учреждения: Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, Институт астрономии РАН, Институт космических исследований РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Пулковская астрономическая обсерватория, Институт прикладной астрономии РАН. Специалисты нужны и частным компаниям, которые занимаются спутниками.

Специальная астрофизическая обсерватория РАН в Архызе Фото: © Алексей Конвисар

У петербургских астрономов очень хорошая ИТ-подготовка, поэтому кто не идет в науку, выбирает путь программиста. В Москве хорошая физика, соответственно, уходят и в эту область. Без работы никто не остается. 

Последние 10 лет появилось огромное количество проектов, которые популяризируют науку, активнейшим образом развивается инженерное направление. И у меня ощущение, что это дает реальные плоды.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Они сами учат педагогов: как готовят айтишников-олимпийцев #Сириус #информатика #программирование 21 ноября 2022 11:23
2
Технари идут в педагоги: «Сириус» запустил новую программу для будущих учителей #Сириус #педагоги #технари 27 июля 2023 06:00
3
Не урокодатель: роль учителя, по мнению педагога-лауреата Ивана Ященко #педагогика 31 июля 2023 06:15