Не урокодатель: роль учителя, по мнению педагога-лауреата Ивана Ященко

Разговоры о том, что и кому должен преподаватель, нередко становятся причиной споров между учителями и родителями. Последние зачастую не желают заниматься обучением своих детей, а педагоги — воспитанием чужих. Как найти консенсус и не покалечить психику ребенка, рассказал «Сириус(Журналу» российский математик и популяризатор науки Иван Ященко. 

Иван Ященко директор Московского центра непрерывного математического образования, научный руководитель Центра педагогического мастерства, составитель ЕГЭ по математике, автор учебных пособий, учредитель Фонда «Талант и успех» и лауреат Премии Правительства России в области образования. Также Иван Ященко один из создателей нового образовательного проекта в Университете «Сириус» «Педагогика развития талантов». 

Технари идут в педагоги: «Сириус» запустил новую программу для будущих учителей 

Читать

О роли школы

Одна из главных задач школы научить человека работать по правилам. Зачем людям решать квадратные уравнения? Они учат действовать по правилам, потом проверять свой результат, чтобы быстро понимать, получилось или нет. Человек, который научился решать квадратные уравнения, умеет делать что-то осмысленное по шагам.

Умение работать — одно из самых важных качеств, которое воспитывает в ребенке школа

Иван Ященко

Сюда относятся: умение действовать по правилам, следование расписанию, вовремя делать домашние задания. Это все развивает ответственность. Человек должен быть настроен на работу. Поэтому мой совет педагогам: не надо абсолютно каждую тему разрабатывать так, чтобы она приносила исключительно счастье. Не бывает такого! В учебе часть процесса это рутина, и никуда от этого не денешься.

Иван Ященко Фото: © Михаил Метцель / ТАСС

О роли учителя

С моей точки зрения, педагогика — это про общение. Если учитель дает задание и уходит с урока, то зачем он вообще приходил?

Учитель — не урокодатель

Иван Ященко

Мы не в армии, а учителя не сержанты. Да, у ребенка должно формироваться ощущение, что учеба это его работа, но это и его образование. Дополнительные задания должны быть не наказанием: школьник должен понимать, что это работа над ошибками, которая ему в дальнейшем поможет. А не так: ты плохо себя вел — и вот тебе еще 100 примеров на умножение. С таким подходом будет формироваться ощущение, что он для вас это делает, а не для себя.

Совет родителям от Ивана Ященко:

«Не старайтесь растить детей и заниматься их образованием по своему образу и подобию, а еще хуже — по образу и подобию ваших нереализованных амбиций. Старайтесь дать ребенку возможность проявить себя и не корите его даже внутренне за свой выбор».

Иван Ященко считает, что одаренных детей не существует Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Об одаренных детях 

Я не знаю, что такое одаренные дети. Я сторонник психологов, которые считают, что одаренности не существует, это выдумка. Просто дети проявляют свои таланты в разных областях, а наша задача — помочь ребенку их развить. Конечно, бывают разные когнитивные способности: кто-то быстрее что-то воспринимает, кто-то — нет.

Детей с некоторыми формами организации психики некоторые почему-то называют одаренными

Иван Ященко

При этом на уроке могут ориентироваться только на них. Это неверно! Нужно так организовать работу в классе, чтобы мотивировать всех, чтобы каждому было интересно. А более активных детей привлекать к тому, чтобы они помогали другим.

Совет Ивана Ященко: когда ваш ребенок приходит из школы, спросите его не об оценках, а о том, что интересного он узнал Фото: Пресс-служба «Сириуса»

О поведении учеников

Систематическое плохое поведение детей на уроке иногда связано не только с мотивацией, но и с медицинскими вопросами. Надо это учитывать. Например, встречаются дети с СДВГ, дислексией или аутизмом. Здесь уже больше вопрос психологии, а не педагогики. В большинстве случаях с этим можно и нужно работать в обычном классе. Сейчас очень много детей с различными нарушениями, но, как правило, это не мешает им нормально жить. Некоторые вещи исправляются, а некоторые компенсируются.

Когда я учился в начальной школе, с математикой у меня было всегда хорошо, а с русским языком большие проблемы. И только занявшись педагогикой в зрелом возрасте, я выяснил, что у меня дисграфия. Оказалось, что мои проблемы с написанием некоторых слов были связаны именно с этим расстройством, а не с ленью, как думали некоторые учителя.

Как живут дети с дислексией и чем им помогает «Сириус»

Читать

Совет родителям от Ивана Ященко:

«Когда ребенок приходит из школы, спрашивайте не о том, сколько задач он решил и какую оценку получил, а что интересного он узнал за день. Какая задача понравилась? Тогда ваша вечерняя беседа за ужином перейдет не в эмоции по поводу полученной двойки или пятерки (хотя за пятерку надо похвалить), а в обсуждение. Если ребенок будет знать, что дома его спросят, что интересного он узнал, то будет подмечать эти вещи в течение дня, чтобы поделиться ими. Такой подход переводит воспитание в гораздо более психологическую и образовательную плоскость».

О травле

Буллинг очень серьезная проблема. Она была всегда, просто раньше ее меньше замечали, замалчивали или пытались подавить дисциплиной. Но чем жестче дисциплина, тем больше проблем прячется, а потом выплескивается в очень жестких формах. Если есть хоть малейшее подозрение, что ребенка травят, лучше сразу привлекать психологов: если эту проблему не решить сразу, она начинает расти. Зачастую буллинг является следствием позитивного или негативного отношения учителя к кому-то из учеников.

Иван Ященко считает, что у преподавателя в классе не должно быть ни любимчиков, ни тех, к кому он плохо относится Фото: © Алексей Никольский / ТАСС

В классе не должно быть любимчиков и не должно быть тех, кого вы не любите

Иван Ященко

Важна идея о ценности учебных достижений, но надо сравнивать не детей друг с другом, а результаты ребенка с самим собой. Можете отмечать результат действия человека, но не его самого. Допустимо говорить, что ученик неправильно решил тригонометрическое уравнение, но это не значит, что у него нет к этому способностей. Например, я против утверждения, что девочки не способны к математике: это неправда и подтверждено наукой. Не считаю правильным и негативное отношение к людям, красящим волосы. 

Был показательный случай. Директор одной школы перешел в другую и столкнулся с проблемой: девочка покрасила волосы, из-за чего случился скандал. Намечалось масштабное собрание, и директор успел до него между уроками сходить в парикмахерскую и покрасить себе волосы. В таком виде он пришел на собрание. Когда взрослые люди увидели его отношение к этой проблеме, то конфликт, естественно, сразу был исчерпан.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Физики и лирики: почему сегодня критикуют разделение на «гуманитариев» и «технарей» #психология #искусство #мозг 12 сентября 00:21
2
Валерий Пясецкий о том, как преподавать музыку талантливым детям #дети #музыка 20 октября 11:20
3
Они сами учат педагогов: как готовят айтишников-олимпийцев #Сириус #информатика #программирование 21 ноября 11:23