Они сами учат педагогов: как готовят айтишников-олимпийцев
Как грамотно подвести детей к олимпиаде по информатике и что нужно знать, чтобы ее выиграть, рассказали школьным учителям сотрудники IT-компаний и преподаватели ведущих вузов на курсах повышения квалификации в «Сириусе».
На Черноморское побережье приехали педагоги со всей России — от Калининграда до Дальнего Востока.
«В этот раз собралась большая аудитория молодых учителей. Но есть и те, кто преподавал информатику еще в Советском Союзе, и они вполне держатся в тренде, не отстают. Может быть, самые последние новинки они не знают, зато опыта у них сколько! Они чувствуют мотивацию учеников, грамотно поддерживают их, психологически настраивают», — рассказал «С(Ж» Михаил Густокашин, директор центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, председатель методической комиссии Московской олимпиады школьников по информатике, куратор академических программ компании «Яндекс». О передаче знаний и опыта от старшего поколения и как это сделать тактично и эффективно, говорили на тренингах эксперты, которые разбираются не только в IT-технологиях, но и в педагогике.
Нужен факультатив
Основная задача курса повышения квалификации — дать преподавателю понятное руководство к действию на разные случаи, чтобы он потом мог выстроить методику для каждого ученика. Ведущие специалисты делятся с педагогами не только теоретическими материалами, но и практическими наработками в кружках, из которых потом выходят будущие победители олимпиад.

Количество часов, которые выделяют в школах на информатику, сегодня главный вопрос. По мнению педагогов, часа в неделю явно не хватает. Выход один — дополнительное образование. На курсах повышения квалификации призывают учителей проводить факультативные занятия, а желающих выйти за рамки школьной программы и узнать больше об IT-технологиях — в каждой школе десятки учеников. Если даже группа не собирается, то всегда можно объединить ребят из разных учебных заведений.
Обучение онлайн
В образовательном центре «Сириус» созданы обучающие программы — «Сириус.Курсы». Их могут проходить как школьники, так и преподаватели. В 2022 году для дистанционного обучения представлено шесть направлений, одно из которых «Информатика». Там можно изучить основы нескольких языков программирования и вводный курс в машинное обучение.
Смотри и учись
Для того чтобы учителю стать наставником школьника-олимпийца, ему сначала нужно самому поднатореть в решении задач на уровне муниципального этапа. Михаил Густокашин считает, что это посильная задача.
Молодые студенты, есть даже второкурсники, учат учителей, и это нормально.
«Тематические лекции учителям я давал почти так же, как давал бы школьникам. Но делал важные акценты: обратите внимание, что это карта пещеры, и школьникам будет интереснее, если они представят, что стрелочку в пещере угольком рисуют», — делится профессиональными секретами Михаил Густокашин.
На методических лекциях учителям предоставляют практически готовые алгоритмы к действию: например, как организовать олимпиаду или подготовительные занятия у себя в регионе. Все разбирается до мелочей: подобрать и разложить логины, включить компьютеры.
Учительская многозадачность
Архивы задач пополняются после каждой олимпиады, и их можно использовать на факультативных занятиях. Но те, кто постоянно готовят детей, знают: мало уметь решать задачи — нужно еще и придумывать их. На курсах повышения квалификации в «Сириусе» для этого есть отдельный блок — там педагогов учат создавать задачи с нуля.

В отличие от муниципальной олимпиады, подготовить школьника к заключительному этапу обычному учителю сложно. Но он может помочь одаренному ребенку поступить в летнюю специализированную школу или стать участником образовательной программы в «Сириусе».
Дорога в профессию
Олимпиады по информатике в первую очередь требуют математической подготовки. Они приучают быстро думать и оперативно решать задачи, рассказывает Сергей Яковлев, студент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2020 года. Учась в старших классах, Сергей дважды посещал образовательные программы ОЦ «Сириус».
«Если мы, например, говорим про навык промышленной разработки, то напрямую олимпиады в этом не помогают. Но во время работы над разработкой часто встают задачи, которые нужно решить оперативно, и с этим уже помогает олимпиадное программирование. Когда сформирован навык быстро думать и решать задачи, схватывать главное, это помогает в жизни, не только в программировании. Получается быстрее учиться, понимать, на что обратить внимание, что здесь не важно: это позволяет отсеивать лишнюю информацию, быстрее обрабатывать нужную».
Сегодня многие крупные компании, оценивая при приеме на работу айтишника, просят на собеседовании решить задачи по информатике, схожие с олимпиадными. Эксперты считают: это хороший метод объективно сравнить кандидатов на должность.
«Если говорить про фундаментальную IT-профессию, то молодым проще найти работу, всему обучиться. Дороги открыты. Но если видят опытного человека, который во всем этом разбирается, ему дадут оценку выше, чем тому, кто вроде тоже разбирается, но в голове у него пока ветерок», — рассказывает о внутренней кухне Сергей Яковлев.
За 2021–2022 годы курсы повышения квалификации по информатике в образовательном центре «Сириус» успешно прошли 385 учителей из разных регионов страны. Предлагается три формата обучения: очное, дистанционное и программа стажировки.