Белоснежная чистота? Как полярники засоряют Антарктиду

Большинство людей представляют Антарктиду белой пустыней, где нет почти ничего, кроме льда и снега. Но там, где появляется человек, природа редко остается нетронутой, и самый холодный континент не стал исключением. Оказалось, что отходов на Южном полюсе не меньше, чем в окрестностях мегаполисов. Расскажем, как так вышло и что с этим делать.

Планомерно изучать Антарктиду начали в конце XIX века. В 1899 году там впервые зи­мо­ва­ла пар­тия нор­вежского полярного исследователя Карстена Борх­гре­вин­ка. Позже ста­ли появляться вре­мен­ные ба­зы. По­сто­ян­ные стан­ции начали строить в 1930-х годах, и с тех пор на континенте их было создано больше сотни. Научными изысканиями на Южном полюсе занимаются десятки стран.

Соблюдайте чистоту!

Изначально вопросами обращения с отходами полярники особо не тяготились. Мусор просто выбрасывали неподалеку от станций. Но подход к этому делу изменился в 1991 году, когда к международному Договору об Антарктике был принят протокол об охране окружающей среды. Этот протокол еще называют Мадридским, и он определяет Белый континент как «природный заповедник, посвященный миру и науке». Проще говоря, все подписавшие этот документ страны, в том числе Россия, обязаны соблюдать чистоту. 

Наша Антарктида

Открытие последнего неизвестного шестого континента Земли совершили русские мореплаватели больше 200 лет назад. В конце января 1820 года к берегам Антарктиды подошли шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Капитаны руководили кругосветной военно-морскуюой экспедицией, целью которой и был Белый континент.

Именно в честь судов-первооткрывателей были названы первые советские антарктические научные базы. В 1956 году начала работать станция «Мирный», а через год появился «Восток». В 1960-х введены в эксплуатацию «Новолазаревская», «Молодежная» и «Беллинсгаузен», в 1980-х — «Русская» и «Прогресс». Все перечисленные, кроме «Востока», находятся на побережье континента. 

Деревянная православная церковь рядом со станцией «Беллинсгаузен» Фото: © Alexey Seafarer / Shutterstock / FOTODOM

Но люди уже успели наследить, ведь большую часть инфраструктуры на континенте возвели до 90-х годов прошлого века. Первая научная станция в Антарктиде была австралийской — база «Моусон» начала работать в 1954 году. Этой же стране принадлежат прибрежные перевалочные пункты «Дейвис» и «Кейси». Именно состояние последнего, а точнее, океанского дна рядом с ним стало поводом для ученых бить тревогу.

Во взятых со дна пробах исследователи из Australian Antarctic Division in Hobart обнаружили высокую концентрацию углеводородов, которые, судя по всему, попали в воду при утечках топлива. Нашли там и свинец, медь и цинк. Кроме того, во многих образцах были полихлорированные дифенилы — крайне вредные для человека токсичные вещества, подавляющие работу иммунитета, которые широко использовались до 2001 года, пока на них не наложили запрет.

Австралийские ученые сравнили полученные показатели с базой данных проекта World Harbour Project — международной инициативы, нацеленной на анализ качества воды в городских акваториях. Оказалось, что содержание тяжелых металлов в окрестностях станции «Кейси» сравнимо с тем, что зафиксировано в Сиднейской бухте, а также у побережья Рио-де-Жанейро.

Можно было бы подумать о нечистоплотности австралийских полярников, но проблема, конечно, шире. Например, на новозеландской базе «Скотт» схожая ситуация. Там тоже в образцах, взятых из почвы и с океанского дна, найдены следы топлива и отходов. И ситуация будет ухудшаться на фоне глобального потепления.

Новозеландская база «Скотт» Фото: © Adam C. Jones / Shutterstock / FOTODOM

Бактериальная очистка

Большинство полярных баз расположены в местах Антарктиды, свободных ото льда. То есть здания, строения и объекты инфраструктуры стоят на земле, а такие участки занимают лишь 1 % всей площади континента. И эти территории — самые обжитые местной флорой и фауной, в том числе пингвинами и морскими котиками.

Результаты проведенного в 2019 году исследования с использованием спутниковых снимков показали, что больше половины не покрытой льдом антарктической земли несет на себе следы человека, в том числе грязные. Решение проблемы предложили аргентинские исследователи, у которых на континенте сразу несколько научных станций. Для очистки почвы вокруг своей базы «Карлини» на острове Кинг-Джордж они использовали микроорганизмы. Точнее, их катаболические функции — иначе говоря, способность добиваться распада тех же углеводородов. 

Аргентинская база «Карлини» в Антарктиде   Фото: © edu_photographer_arg / Shutterstock / FOTODOM

В 2020 году ученые из Argentine Antarctic Institute in Buenos Aires отчитались о том, что убрали из земли рядом с их научной станцией больше 75 % следов дизельного топлива. Они утверждают, что такой подход избавляет от необходимости вывозить из Антарктиды загрязненную землю, что вышло бы в копеечку. 

Их австралийские коллеги этой биотехнологией пока не воспользовались, но на станциях «Дейвис» и «Кейси» уже начали модернизировать очистные сооружения. К слову, одними из первых мусор стали собирать российские полярники. В 2008 году они вывезли с Антарктиды 360 тонн отходов.  

В «Сириусе» измерили уровень загрязнения Антарктиды, Африки и Подмосковья

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Почему гигантское мусорное пятно в Тихом океане нельзя убирать? #океан #мусор 24 мая 2023 07:15
2
Гигантские цунами придут из Антарктиды #климат #цунами #Антарктида 31 мая 2023 16:26
3
Пингвины в опасности: под одними тает лед, другим мешают рыбаки #глобальное потепление #пингвины 06 сентября 2023 14:56