Корона, горгона и черепаха: такие разные формы вирусов

Вирусы — крошечные инфекционные агенты, размножение которых зависит от живых клеток. С одной стороны, это невидимые и порой очень опасные паразиты, с другой стороны, они защищают нас от патогенов-бактерий. Их размеры столь же сильно разнятся, как и у млекопитающих, а формы поражают воображение. Хотим познакомить вас с некоторыми из них.

Вирусы в равной степени поражают животных, растения и бактерии, для того чтобы воссоздать себе подобные  частицы — вирионы. Ученые до сих пор не сошлись во мнении, относить ли их к живым организмам. По размерам они меньше бактерий — диаметр некоторых вирионов может достигать 400 нанометров, хотя большинство еще меньше. Для сравнения, яйцеклетка человека — около 120 микрометров, а бактерия кишечная палочка — около 1 микрометра.

Прорывное открытие

Дмитрий Ивановский Изображение: © knowledge.su

Вирусы можно рассмотреть только в электронный микроскоп. Однако первые удалось разглядеть еще в световой. Первому это удалось сделать русскому физиологу Дмитрию Ивановскому в конце XIX века. Он изучал болезнь табака на юге России и пришел к выводу, что воз­бу­ди­тель мозаичной болезни этого растения не похож на бак­те­рии. Один вирион он бы не увидел, но ученому повезло — он взял образец ткани, в котором было целое скопление этих частиц. У них была характерная кристаллическая форма, поэтому ра­нее не­из­вест­ный воз­бу­ди­те­ль за­бо­ле­ва­ний назвали кристаллами Ивановского. Так русский исследователь стал одним из основоположников вирусологии.

Наиболее часто встречаются вирионы двух форм: палочки и сферы. Другая форма у бактериофагов, вирусов бактерий. Независимо от формы все вирусы состоят из генетического материала (ДНК или РНК) и имеют внешнюю белковую оболочку — капсид.

Изображение: © GraphicsRF.com / Shutterstock / FOTODOM

Уже привычный внешний вид вирусов, известный многим по изображениям, заполонившим СМИ в период пандемии COVID-19, недавно оказался дополнен. Исследователи из Max-Planck-Institut für medizinische Forschung показали снимки трех разных вирусов, форма которых демонстрирует, насколько фантастическим может быть микромир.

В образцах почвы Гарвардского леса ученые обнаружили относительно большие вирусные частицы. Многие из них оказались весьма необычной формы. У одного будто стрижка ежик — его белковая оболочка топорщилась в разные стороны. Другой похож на медузу Горгону — его трубчатые белковые отростки извиваются в разные стороны. Третий формой напоминал черепаху.

Разглядывать вирусы — все равно что смотреть на облака: каждый видит что-то свое Иллюстрация: © ScienceNews

Первый гигантский вирус исследователи обнаружили 20 лет назад. Его диаметр примерно в 10–50 раз больше, чем у респираторных, которые обычно становятся причиной простуды. Анализ подобных биологических объектов показал, что они широко распространены, многочисленны и могут быть совершенно разной формы.

Лучше один раз увидеть: какое у вирусов «лицо»

Зачем вирусам нужны «наросты» белковой оболочки, точно не известно. Возможно, они помогают цепляться к клеткам хозяина и проникать внутрь. Другое предположение основывается на составе этих шипов — чаще всего в них преобладают углеводы. Так что не исключено, что это своего рода приманка для потенциальных жертв паразита.

Кого именно способны поражать обнаруженные вирусы, неизвестно, как и то, какие симптомы они будут вызывать при заражении. Ответы на эти вопросы только предстоит найти.

Коронавирус в семь раз повышает риск гибели беременных #дети #пандемия #коронавирус 20 января 2023 15:23