Болезнь Альцгеймера можно предсказать с помощью особого белка

Ученые давно знали о белке PF4 (тромбоцитарный фактор 4), который помогает свертываться крови и заживлять раны. Но оказалось, что этот чудо-протеин может еще и улучшать память, а также повышать способность к обучению. Расскажем, как работает такое омоложение.

Около 10 лет назад сотрудники Калифорнийского университета заметили, что кровь молодых мышей положительно влияет на старых грызунов, которым ее переливали. В том числе восстанавливает их способность к обучению. С тех пор ученые начали искать, какие именно компоненты крови давали такой эффект. Подозрение пало на белок PF4.

Исследователи ввели старым мышам чистый PF4 и обнаружили, что у грызунов изменилось соотношение различных типов иммунных клеток, приблизившись к тому, что наблюдается у их молодых сородичей, говорится в научной работе. Некоторые иммунные клетки вернулись к более молодому типу экспрессии генов.

PF4 не смог преодолеть гематоэнцефалический барьер, но повлиял на иммунную систему так, что в мозге старых мышей произошли изменения. Воспалений в гиппокампе у них стало меньше, а уровень молекул, которые способствуют синаптической пластичности, повысился.

Пожилые мыши c PF4 лучше справлялись с когнитивными тестами например, запоминали, где стоит подводная платформа, на которой можно отдохнуть, плавая по лабиринту.

Гиппокамп мыши Фото: © Mark and Mary Stevens Neuroimaging and Informatics Institute/Science Photo Library

Свежие исследования показали, что PF4 участвует в формировании новых нейронов. Открытие такого потенциала чудо-белка может поменять подход к прогнозированию возникновения когнитивных расстройств. Как и другие патологии, болезнь Альцгеймера проще и эффективнее лечить на ранней стадии. Если ученые докажут, что снижение уровня PF4 предшествует появлению этого недуга, молекулу можно будет использовать как биомаркер.

В России разрабатывают нетоксичный препарат от болезни Альцгеймера #лекарство #Альцгеймер 05 марта 2023 07:09