Астрономы увидели в телескоп знак вопроса — что это?

Агентство NASA недавно опубликовало снимок двух формирующихся звезд Herbig-Haro 46/47, расположенных от нас в полутора тысячах световых лет. Изображение, сделанное космическим телескопом «Джеймс Уэбб», впечатляет: вытянутое оранжевое облако на фоне сотен огоньков. И среди них оказался небольшой вопросительный знак красного цвета.

С помощью специальной камеры, снимающей в ближнем инфракрасном свете, «Джеймс Уэбб» впервые запечатлел две протозвезды HH 46/47. Эти объекты интересны ученым тем, что им всего несколько тысяч лет. По меркам космических светил они «младенцы», которым, чтобы «повзрослеть», понадобятся миллионы лет. По таким новичкам астрономы могут изучать процессы зарождения звездной системы, чтобы лучше понимать, как формировалось наше Солнце.

Но после того как на сайте NASA появился этот снимок, ученых начали расспрашивать не о молодых звездах, а о таинственном вопросительном знаке, который отчетливо виден на изображении. Специалист из Space Telescope Science Institute Кристофер Бритт, который планировал наблюдение в этом участке космоса, объяснил: загадочный символ — не что иное, как слияние двух галактик.

Две новорожденные звезды — это яркое пятно в центре оранжевого облака Фото: © NASA, ESA, CSA / Joseph DePasquale (STScI)

«Такое случается довольно часто. В течение своей жизни галактики переживают подобное много раз. Не будет исключением и наш Млечный путь, который столкнется с Андромедой примерно через четыре миллиарда лет», — рассказал Бритт.

«Знак вопроса» от нас в миллиардах световых лет — отсюда его красный оттенок (путешествуя на большие расстояния сквозь Вселенную, световые волны растягиваются). Хотя возможно, что эти галактики находятся намного ближе, а характерный цвет вызван искажением света, проходящего через космическую пыль. Точнее определить расстояние могла бы спектроскопия, которая определяет молекулярный состав вещества по оттенку света. Но вряд ли ученые станут этим заниматься — у них хватает других задач.

Не исключено также, что два элемента вопросительного символа — «дуга» и «точка» — это вообще два разных объекта, удачно вставшие рядом. Ничего удивительного в том, что в космосе попадаются подобные загадки. Наш мозг хорошо умеет выявлять закономерности и наверняка найдет во Вселенной еще немало таких вопросов.

«Джеймс Уэбб» наглядно показал, как рождаются звезды #космос #ученые #звезды #телескоп 21 декабря 2022 09:11