Бетельгейзе скоро взорвется и станет сверхновой звездой: чем это грозит Земле

Одно из самых ярких светил на небе, размеры которого выяснили еще в 1921 году, находится на последнем этапе звездной эволюции. Японские и европейские астрономы убеждены, что всего через несколько десятков лет красный сверхгигант взорвется. Это грандиозное событие позволит ученым впервые изучить появление сверхновой звезды с такого близкого расстояния.

Звезда Бетельгейзе находится в созвездии Ориона, и обычно ее хорошо видно невооруженным глазом. В конце 2019 года она начала стремительно тускнеть, потеряв 63 % яркости, но вскоре вернулась к исходной светимости. По всей вероятности, причиной стал мощный выброс облака пыли — произошедшее назвали «великим потускнением». Тогда ученые создали компьютерную модель происходящих в ядре светила процессов. Астрономы пришли к выводу, что там сгорают остатки углерода и скоро красному сверхгиганту придет конец.

Бетельгейзе — альфа Ориона, ее светимость в 14 000 раз больше солнечной Фото: © David Hajnal / Shutterstock / FOTODOM

«Проведенные нами наблюдения за периодическими колебаниями в свечении Бетельгейзе указывают на то, что эта звезда сейчас сжигает последние запасы углерода. Когда эти запасы будут окончательно исчерпаны, ядро светила сколлапсирует, что приведет к вспышке сверхновой в ближайшие десятилетия или столетия», — сообщает международная группа астрономов в статье, опубликованной в научной библиотеке arXiv.org.

Другие названия Бетельгейзе

В средневековой арабской астрономии Орион иногда называли Близнецами, хотя это совсем другое созвездие. Бетельгейзе — это искаженное Яд аль-Джауза, что в переводе с арабского означает «рука близнеца». Но есть у этой звезды и другие имена.

• «Аз-Зира» (араб. الذراع‎ — «рука»);
  • «Аль-Манкиб» (араб. المنكب‎ — «плечо»);
  • «Аль-Яд аль-Ямна» (араб. اليد اليمنى‎ — «правая рука»),
  • «Ардра» (хинди),
  • «Баху» (санскрит — «рука»),
  • «Башн» (перс. — «рука»),
  • «Гула» («в долине Евфрата»),
  • «Клария» (коптск. — «повязка»).
Бетельгейзе до (слева) и после «великого потускнения» Фото: © H. Raab / CC BY-SA 4.0

Когда закончится углерод, в ядре резко вырастет давление, произойдет коллапс звезды и взрыв сверхновой. Скорая по космическим меркам гибель светила представляет огромный интерес для исследователей. Это событие готовятся изучать при помощи всех существующих и будущих наземных и орбитальных телескопов. После взрыва Бетельгейзе превратиться в нейтронную звезду, либо станет черной дырой.

Как вся эта история отразится на Земле? Ведь эта звезда расположена сравнительно недалеко от нас. Моделирование показало, что ударная волна от сверхновой достигнет Земли примерно через 100 тысяч лет после самого события и будет легко отклонена магнитосферой нашего Солнца. Так что за наших потомков можно быть спокойными. Главное, чтобы до этого времени люди сами не уничтожили планету.

Лириды: когда смотреть на «падающие звезды» #астрономия #метеоры 18 апреля 2024 17:01