Что такое типографика и как мы ощущаем текст?

Типографика может влиять не только на зрение, но и на другие чувственные способности. С помощью шрифта, к примеру, можно передать вкус, запах, тактильные ощущения. Он также способен настроить на определенный лад: вывеска с одним и тем же содержанием, но выполненная в разных стилях, может сказать как о высоком статусе, например, ресторана, так и, напротив, о его массовой доступности. Расскажем о том, как текстовое оформление может стать искусством.

Дизайнеры, в частности типографы, при создании, к примеру, билборда должны выходить за пределы только одного чувства — зрения. Потому что этот рекламный щит на самом деле несет в себе самые разные формы коммуникации — от тактильности до запаха. Дальше обо всех по порядку.

Что такое типографика?

Слово «типографика» произошло от греческих слов τύπος — «отпечаток» и γράφω — «пишу» и означает художественное оформление текста с помощью символов, знаков и шрифтов. Она — неотъемлемая часть любого интернет-проекта. Заголовки, текстовые блоки, кнопки, формы и даже подписи к изображениям — все это создается с учетом правил типографики.

Осязание

Многие чувства связаны с осязанием, ведь мы по сути «трогаем» окружающий мир рецепторами своего тела. Человек видит потому, что свет проходит через зрачок к хрусталику, чувствуем аромат, ощущая крошечные частицы в пазухах носа. То же самое со слухом. 

С промышленным дизайном все понятно: мы любим, когда предметы, с которыми нам приходится взаимодействовать, приятны на ощупь. Но как быть с текстом. Сегодня мы сталкиваемся с типографикой только в цифровом или печатном виде, однако это не значит, что дизайнеры не могут обращаться к тактильному опыту. Так, мы знаем, что значит чувствовать холод, и профессионалы своего дела могут вызвать это ощущение с помощью «замороженного» шрифта.

Наглядная иллюстрация этого метода — проект художника Саира Гётца IVECHANGED. Он изготовил изо льда большие типографские формы, а его друзья пустили их плыть по реке. Так они проиллюстрировали, с одной стороны, метафорическую тяжесть слов, а с другой — невесомость речи в сравнении с письмом. Тяжелые льдины — это написанные слова, которые со временем тают, олицетворяя эфемерность произносимых фраз.

IVE CHANGED from sair goetz on Vimeo.

Слух

В случае с типографикой слух напрямую связан со зрением: дизайнеры передают концепцию звука с помощью масштаба, плотности текста и других приемов. Так, слово, набранное 72-м кеглем, будет «звучать» намного громче, чем такое же, но с восьмым. В то же время страница текста с большим количеством пустого пространства будет казаться куда более тихой и спокойной, чем если поля будут крошечными, а текст — убористым.

В своей книге French Fries дизайнер Уоррен Лерер передает индивидуальные особенности персонажей, их речь с помощью индивидуальных шрифтов. Когда вспыхивает спор, мы практически можем услышать, как голоса героев звучат на фоне грохота из зала с видеоиграми. Такой типографский дизайн отражает, по определению Лерера, «психоакустическую» среду и помогает читателю отличить передний план от фоновых шумов и таким образом ориентироваться в звуковом хаосе.

Книга French Fries («Картофель фри») похожа на комикс Изображение: © Warren Lehrer /FRENCH FRIES, Dennis Bernstein & Warren Lehrer, 1984, Visual Studies Workshop Press and EarSay Books / EARSAY

Обоняние

Буква, составленная из кофейных зерен, буквально заставляет чувствовать аромат бодрящего напитка Фото: © Mikhail Bakunovich / Shutterstock / FOTODOM

Нет ничего более запоминающегося, чем запах. Знакомый аромат мгновенно возвращает нас в прошлое, при этом его практически невозможно описать. Как облечь в слова, например, благоухание сирени? Для дизайнеров и типографов работа с обонянием — это одна из сложнейших задач еще и потому, что запах сложно интегрировать в какой-то объект. И все-таки такие способы есть. Например, можно составить буквы из чего-то съедобного, что сразу вызовет нужные ассоциации.

Более наглядный пример — серия работ Кэсси Хестер под названием Build It Up to Burn It Down. Она использовала отлитые из бронзы буквы в шрифте Univers Condensed, которые затем нагревала и отпечатывала на разных поверхностях. Это не самое простое дело, потому что трудно выдержать баланс между красивым отпечатком и воспламенением бумаги. Помимо этого, она работала со льном и даже с листьями. По заверению художницы, зрители чувствовали запах горения еще до того, как видели плакаты: он буквально висел в воздухе. Но верно и обратное: мы подсознательно начинаем ощущать запах, даже если его нет, когда видим горелое.

«Рукописи не горят», — звучит крылатое выражение из «Мастера и Маргариты», однако листы от раскаленных букв могут воспламениться Фото: © cassie hester / EXPERIMENTAL TYPOGRAPHY

Вкус

Ученые давно доказали, что на восприятие еды и напитков также влияют звук, с которым мы их употребляем (чувствовали когда-нибудь жажду, когда кто-нибудь рядом с характерным шипящим звуком открывал банку с газировкой?), и даже материал и цвет посуды, в которой они находятся. А что с буквами? Есть много примеров «вкусно» звучащих брендов. К примеру, надпись Hersheys многие ощущают как вкус шоколада. 

Надпись на тарелке: «Ты можешь получить всё, но не сразу» Изображение: © Lauren Hom / Skillshare / Hom Sweet Hom

Также существует более прямой инструмент, который можно задействовать для творческих экспериментов, — съедобная типографика. Дизайнер и художница Лорен Хом часто использует еду в качестве холста или материала для своих произведений. В детстве ее мама готовила им с братом закуски, вырезая из сыра первые буквы их имен. Сегодня Хом сама делает надписи, используя молоко, соус, сахар и муку. Она сравнивает свои работы с рисованием песком: «съедобный леттеринг» так же недолговечен. Чтобы запечатлеть работу, ее нужно снять на камеру, и фотограф — единственный человек, который получает от «съедобного» проекта наиболее полный мультисенсорный опыт, включая тактильность, обоняние, запах и даже вкус.

Цель типографа или любого из нас, кто пишет сообщение в мессенджере, используя заглавные буквы или эмодзи, — облегчить адресату чтение, донести до него как можно понятнее свою мысль. А в сфере рекламы, наоборот, важно зацепить читателя и заставить его как можно дольше изучать плакат или брошюру. В таких случаях у дизайнера практически неограниченные возможности для личной интерпретации текста.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Дизайн будущего: что такое prompt engineering #технологии #ИИ #дизайн 19 августа 2022 12:55
2
Роботы научились писать хорошие картины #робототехника #искусственный интеллект 10 февраля 2023 14:32
3
Что будет, если скрывать чувства за эмодзи? #смайлик #эмодзи 07 марта 2023 08:05