Алена Косторная: каждый раз нужно делать лучше, чем в предыдущий
Для чего нужны шорты с поролоном, как паника перед выступлением может принести пользу и почему при прокате иногда вредно думать. О «кухне» фигурного катания «Сириус(Журналу» рассказал новый дуэт — чемпионка Европы, победительница финала Гран-при и неоднократный призер чемпионатов России Алена Косторная и двукратный призер Кубка России Георгий Куница.
Еще в прошлом году Алена Косторная выступала на российских и международных соревнованиях как одиночница. Но травмы, преследовавшие фигуристку, вынудили отказаться от сольной карьеры и перейти в парное катание. Там она познакомилась с Георгием Куницей. Со временем их отношения из рабочих перешли в личные, Георгий сделал Алене предложение и она согласилась.

В «Сириус» пара приехала на сборы и между тренировками нашла время, чтобы встретиться с учащимися Образовательного центра и лицея. А также чтобы дать интервью «Сириус(Журналу».
— Алена, какой элемент вы хотели бы выучить в парном катании?
— Алена Косторная (А. К.): Хочется сделать в программах параллельный тройной аксель. Не знаю, насколько это возможно, но, думаю, когда-нибудь получится. Пока хотелось бы делать все элементы хорошо, на уровне. Об усложнении будем говорить позже.
— Расскажите про подготовку к соревнованиям.
— А. К.: Сначала нагрузка повышается, а потом дня за 3–4 до соревнований понижается. Организм уже работает не на усталость, а на то, чтобы, наоборот, набрать силы и к турниру выйти максимально натренированным. При этом нужно быть максимально отдохнувшим, в рабочей форме, но чтобы тело было прям взрывное.
— Какие элементы фигуристы обычно делают на шестиминутной разминке перед выступлением?
— А. К.: Сложнокоординационные элементы, на которые затрачивается больше энергии, где есть риск совершить ошибку или получить травму.
— Георгий Куница (Г.К.): Подкрут, например, когда фигурист кидает партнершу вверх и ловит. Параллельные прыжки, выбросы. Это больше для головы.

— А. К.: Это чисто психологически. Просто размяться и раскататься. Например, когда выступала как одиночница, я очень мало прыгала и очень много каталась, потому что мне надо было почувствовать свое тело на льду. Кто-то, наоборот, много прыгает. У каждого свое.
— Что помогает бороться с волнением перед выступлением?
— А. К.: Я паникерша, поэтому всегда в трясущемся состоянии бегаю со словами:
Все плохо, все плохо, сейчас будет вообще жесть
А потом выхожу и как-то все делаю. Может, это бегание, суета и крики помогают настроить меня, не ожидать ничего хорошего. Мы же делаем элементы на тренировках, и когда они получаются на выступлении, это вдвойне радостно. Не знаю, как это работает. У Гоши наоборот.
— Г. К.: Я снаружи спокоен. Но не скажу, что волнение — это плохо, наоборот, адреналин попадает в кровь.
— Как начинающим фигуристам справиться со страхом перед падением на прыжках?
— А. К.: У нас для этого есть защитные шорты с поролоном. Когда мы учим новые элементы, мы их надеваем. Гарантия почти 100 %, что не отобьются те части тела, которые можно сильно отбить. А вообще, есть руки, на которые изначально учат падать.

— Г. К.: Один мой тренер говорил: «Выше головы не прыгнешь, ниже льда не упадешь»
— Нужно ли «включать» голову на прыжках? О чем вы думаете в такие моменты?
— А. К.: Я просто считаю про себя темп прыжка, чтобы не сбить его, но это не всегда помогает. Еще думаю о том, много ли осталось катать, сколько элементов нужно сделать.
— Г. К.: Иногда, правда, бывает, лишний раз думать вредно. Нужно просто делать.
— Вы уже придумали программу для стартующего в июле сезона. Как это обычно происходит?
— Г. К.: Мы выбрали несколько вариантов музыки, предложили тренерам и пришли к общему знаменателю. То, что нам понравилось, мы и будем в этом сезоне катать.
— Как подбираете движения под музыку на программу?
— А. К.: Зрелищный элемент должен быть акцентирован музыкой. Если она спокойная и плавная, то, наверное, стоит больше кататься. Примерно так. У нас есть постановщик, который полностью этим занимается.

— Как выбираете костюмы на свою программу?
— А. К.: Я обычно посылаю музыку своему дизайнеру, рассказываю, что и как мы катаем и что я примерно хочу видеть на себе. Потом мы рисуем эскизы и уже с ними и кусочками тканей идем к тренерам. Смотрим цвет, оттенок, корректируем детали, пробуем, опять смотрим, переделываем.
После каждого турнира перешиваем платье, и где-то к третьим соревнованиям в сезоне приходим к тому идеалу, который хотим видеть.
— Г. К.: Мальчикам попроще в этом плане. У нас обычно классические штаны и рубашка.
— Какими качествами должен обладать профессиональный спортсмен?
— Г. К.: Должен не лениться и превозмогать себя каждый день.
— А. К.: Целеустремленность, желание, трудолюбие. Все это в принципе отличает успешного человека. А еще каждый раз нужно пытаться сделать чуть лучше, чем в предыдущий.