Затонувший «Титаник» оцифровали в 3D

Легендарный «Титаник», который уже больше сотни лет покоится на дне Атлантического океана, полностью отсканировали. На глубине 3750 м было сделано более 700 тыс. изображений судна, затем их объединили и собрали в трехмерную модель.

Крушение «Титаника» в 1912 году остается одной из самых крупных морских катастроф в истории и, пожалуй, самой известной. Пассажирский лайнер представлялся современникам воплощением роскоши, надежности и скорости — предполагалось, что он пересечет Атлантику всего за неделю. Но его первый же рейс прервал айсберг, отправив корабль на дно, а вместе с ним почти полторы тысячи человек.  

Непотопляемый кочегар

С «Титаника» спаслось 712 человек — вдвое меньше, чем сгинуло в морской пучине. Среди них оказались те, кому пережить кораблекрушение было не впервой. Тем удивительнее, что одним из счастливчиков стал корабельный кочегар. Эти люди работают в машинном отделении на нижней палубе, и шансов добраться до шлюпки у них гораздо меньше, чем у других.  

Артур Прист в 1912 году Фото: © Encyclopedia Titanica

Первая авария с Артуром Пристом приключилась в 1907 году на «Астурии», которая также совершала свой первый рейс. После столкновения с другим судном лайнер, однако, не затонул. Вскоре кочегар устроился на «Олимпик» — корабль был старшим братом-близнецом «Титаника». На этом пароходе Прист пережил два столкновения: сначала с буксиром, а потом с бронепалубным крейсером «Хоук».  

В Первую мировую войну Прист ходил на «Алькантре» — торговом судне, которое переоборудовали для военных нужд. Бой с немецким рейдером «Грайф» в 1916 году закончился гибелью обоих кораблей.

В годы войны трансатлантический лайнер «Британник», последний из трех пароходов класса «Олимпик», служил госпитальным судном Фото: © BRITANNIC: Titanic's Tragic Twin

Через несколько месяцев непотопляемый кочегар оказался на «Британнике», когда тот подорвался на мине у берегов Греции. Третий близнец ушел ко дну в два раза быстрее «Титаника», но Прист выбрался и из этой передряги, сумев доплыть до берега.  

Последний свой рейс Прист совершил в апреле 1917 года. Госпитальное судно «Донегал», которое тоже некогда было трансатлантическим лайнером, в Ла-Манше потопила немецкая субмарина. И на этот раз удача не отвернулась от кочегара.

После этого случая Приста попросту перестали брать на борт, считая, что он приносит несчастья. Последние 20 лет жизни он провел на берегу и умер в возрасте 49 лет от пневмонии. В родной Англии он стал легендой.   

Детективная история

Нашли место упокоения «Титаника» только в 1985 году, хотя попытки предпринимались и ранее. У энтузиастов попросту было недостаточно средств на организацию полноценной экспедиции с надлежащим оборудованием. Но в дело вмешался случай. Во время холодной войны американцы потеряли в Северной Атлантике, как раз в районе гибели лайнера, две секретных атомных подводных лодки — Thresher и Scorpion.

У ВМС США хватало денег, чтобы поднять обе субмарины, но надо было скрыть этот факт от Советского Союза. Тогда и родилась идея раздуть шумиху вокруг поиска «Титаника», подогреть настроения публики, а между делом провести тайную военную операцию по возвращению подлодок.  

Руководителем экспедиции назначили главного «титаниковеда» своего времени и по совместительству морского офицера Роберта Балларда. Он уже предпринимал попытки найти затонувший лайнер, но получить в свое распоряжение глубоководный батискаф у него возможности не было. Баллард идеально подходил для выполнения стоявшей перед ВМС задачи, поскольку обладал необходимыми навыками, находился под присягой для сохранения тайны и был достаточно известен широкой публике. 

Главной целью экспедиции были подлодки, но Балларду удалось добиться разрешения и на поиски «Титаника» после выполнения задачи. На это ему отвели всего 12 дней, и он справился.  Долгое время эта история держалась в секрете, но после утечки документов стала достоянием общественности. 

Мисс Непотопляемая

Вайолетт Джессоп служила на всех трех судах класса «Олимпик» компании White Star Line. Примечательно, что работать стюардессой на этого перевозчика она не собиралась, поскольку ей не нравилась идея трансатлантических переходов в виду плохих погодных условий.

Вайолетт Джессоп во время службы на «Британнике» Фото: © Public Domain

В 23 года Вайолетт устроилась на «Олимпик» и пережила столкновение с крейсером «Хоук». Впрочем, тот инцидент обошелся без жертв. На «Титаник» Вайолет пошла работать под нажимом друзей, уверявших ее, что служба на таком роскошном лайнере пойдет на пользу ее карьере. Вместе с ней на пароход взошли еще пять человек, переживших аварию на «Олимпике»: капитан корабля Эдвард Джон Смит, его помощники Уильям Мэрдок и Чарльз Лайтоллер, моряк Арчи Джуел и непотопляемый кочегар Артур Прист. С последним судьба свела Джессоп и во время другой катастрофы. После столкновения с айсбергом в роковую ночь на 15 апреля Вайолетт оказалась в шлюпке № 16 и благополучно добралась до подоспевшего на помощь парохода «Карпатия».

Настоящее чудо с Вайолетт приключилась на «Британнике», где она служила медсестрой. После столкновения лайнера с миной две шлюпки были спущены на воду раньше времени — до полной остановки судна, и в одной из них была мисс Джессоп. В результате людей затянуло под вращающийся гребной винт, и 21 человек погиб. Вайолетт вовремя выпрыгнула из шлюпки в воду, но ударилась головой о борт тонущего корабля. В мемуарах медсестра отмечала, что ее спасла копна собранных в пучок густых каштановых волос. Через несколько лет у нее нашли трещину в черепе, когда она пришла к доктору с жалобами на головные боли.

Вайолетт Джессоп продолжила работать на пассажирских лайнерах, прожила долгую жизнь и вошла в историю, как мисс Непотопляемая.

Среди моллюсков и рыб

Сейчас обломки «Титаника» находятся под защитой ЮНЕСКО, однако к 2030 году остов корабля полностью разрушится, а еще через 20 лет от него не останется и следа. Лайнер пожирают бактерии Halomonas titanicae, поэтому сохранить для потомков его цифровую копию решила компания Magellan Ltd. Обычно она создает глубоководные карты.   

Летом прошлого года съемку «Титаника» произвели с помощью беспилотных батискафов. Затем облик покоящегося на дне морском лайнера воссоздали в мельчайших деталях в 3D. На одном из винтов можно даже разглядеть серийный номер. Вообще, оцифрована была только основная часть, поскольку обломки корабля разбросаны на площади 4,8×8 км. Он стал домом для 24 видов беспозвоночных и четырех видов рыб. 

К месту упокоения парохода продолжают совершать экспедиции. Не так давно компания Ocean Gate сняла «Титаник» на видео в высоком разрешении. Поднятые со дна артефакты уходят с молотка на аукционах за большие деньги, а за драгоценности, принадлежавшие пассажирам первого класса, выкладывают миллионы долларов. В 2012 году отмечалось столетие гибели лайнера, и тогда обычный спасательный жилет на аукционе приобрели за 55 тыс. долларов, а мастер-ключ стюарда первого класса за 138 тыс. долларов. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Фанагория: мифы Древней Греции, ожившие в «Сириусе» #музей #археология #Фанагория #выставка 11 ноября 2022 16:16
2
Современный археолог — многорукий Шива, управляющий дроном #история #археология 18 апреля 2023 14:02
3
В Тихом океане нашли признаки грядущего суперземлетрясения #землетрясение #цунами 28 апреля 2023 07:01