2023 — год беспилотных доставщиков: что нас ждет?

Голуби, собаки, пневмотрубы — кем и чем только не пользовался человек для доставки корреспонденции и посылок в разные времена. Но если раньше это были скорее помощники людей, то сегодня за дронами и роверами, которые все чаще заменяют почтальонов и курьеров, нужен меньший контроль — работать они могут автономно. И на улицах мегаполисов уже мало кого удивляют машинки, которые сами пересекают по зебре дорогу и привозят в офис горячий обед.    

Этот год может стать переломным в истории беспилотной авиации — в частности, той, что связана с доставкой грузов. Пересмотреть привычную вертолетную концепцию дронов предлагает компания Zipline, заявившая о себе удачно выстроенной моделью доставки лекарств и крови для переливания в больницы и клиники Руанды. Делали это с помощью небольших беспилотных планеров.

 

Теперь концепцию намерены обновить. Внутри беспилотника установят небольшую капсулу, которую тот будет спускать на тросе клиенту, чтобы отдать посылку, и потом поднимать обратно. Кроме медицинских препаратов и биоматериалов, возить теперь планируют еду и другие товары.

Zipline намерена составить конкуренцию таким крупным игрокам рынка дронной доставки, как Amazon, Wing и DroneUp. Посоперничать с ними собираются Starbucks, McDonald's и Walmart, объединившиеся с израильским стартапом Flytrex для запуска своей беспилотной системы. 

Между тем российским разработчикам тоже есть что показать, но обо всем по порядку. А главное, сразу оговоримся, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 658 от 25 мая 2019 года установлены правила оформления квадрокоптеров — их необходимо регистрировать в Росавиации. Также  к 22 апреля запрет на использование беспилотников ввели 36 регионов.

Беспилотная авиапочта

С развитием беспилотной авиации именно на ее «плечи» решили переложить доставку посылок. По крайне мере, не очень тяжелых. Очевидно, чтобы поднять в воздух весомую коробку, нужны мощные коптеры с шестью и более винтами. Контейнер с грузом помещается в отсек в нижней части дрона или крепится к нему самому.

Сегодня дроны есть у большинства крупных логистических компаний. Гигант рынка Amazon, точнее, его основатель Джеф Безос еще 10 лет назад анонсировал использование мультикоптеров для быстрой переброски грузов. В 2016 году беспилотник Prime Air успешно доставил посылку в английском Кембридже.

Правда, на первые попытки коммерческого использования дронов в США Федеральное управление гражданской авиации отреагировало запретом. Потом ограничения ослабили, а в октябре 2017 года президент Дональд Трамп подписал директиву, допустившую применение беспилотников для доставки. 

Очень ценный груз

Больше 110 лет назад — 1 января 1913 года — в Америке официально запустили услугу  почтовых посылок. Через несколько недель пара из Огайо — Джесси и Матильда Бигл — «отправила» своего восьмимесячного сына Джеймса его бабушке, которая жила в нескольких милях от них. «Доставка» ребенка обошлась родителям всего в 15 центов (хотя застраховали его на 50 долларов). Подобные истории повторялись еще несколько лет, пока в стране не ввели официальный запрет на пересылку детей.

Было время, когда почтальонам доверяли детей Фото: © Smithsonian Magazine / Smithsonian Institution

Россия тоже активно участвует в беспилотной гонке. Десять лет назад компания «Квадрокоптер Экспресс» начала серийное производство дронов-перевозчиков. В 2014-м в Сыктывкаре квадрокоптер впервые доставил пиццу, а год спустя лаборатория «Инвитро» первой в мире использовала БПЛА для доставки биоматериалов — 12 км из Чегема в Нальчик он пролетел за 15 минут. На полчаса быстрее, чем если бы пришлось ехать на машине. В том же году сотовый оператор Yota начал развозить SIM-карты с помощью дронов.

Компания «Газпром-снабжение» с 2017 года испытывает собственные дроны-доставщики. Их аппарат способен преодолеть 40 км с грузом весом 8 кг, оставить посылку в заданной точке и вернуться на базу.

21 декабря 2017 года на аэродроме Караишево в Казани при шквалистом ветре успешно прошла демонстрация тяжелого грузового дрона Skyf. Он оснащен обычным автомобильным двигателем мощностью 220 л. с. и способен взять на борт 250 литров жидкости. Дело в том, что использовать этот беспилотник  планируют в первую очередь для обработки полей удобрениями. Но и для доставки посылок он подходит — с такой-то грузоподъемностью.

«Ростех» показал беспилотный вертолет, который сможет искать людей и нефть

Читать

В том же году российская компания UVL Robotics занялась разработкой автономных дронов для доставки грузов до 5 кг в труднодоступные районы. Чтобы увеличить дальность полетов, в летательных аппаратах использовали водородные топливные элементы. Данным проектом заинтересовались Major Express, «Совфрахт», «Почта России», «Башнефть».

Российская разработка уже применяется в Омане, где для дронов созданы специальные почтоматы, откуда посылку можно забрать в любое удобное время.

Уральский завод гражданской авиации тоже разрабатывает коммерческий проект по доставке почтовых отправлений с помощью беспилотных систем. С июня 2020 года дроны проходят летные испытания. Они могут взять на борт до 20 кг. При этом дальность полета — аж 1200 км, а продолжительность — восемь часов.

Доставка посылок дронами — перспективное направление, в котором, правда, пока еще много нерешенных проблем: столкновения дронов в полете при их большом скоплении, кибератаки на них и возможность перехвата по пути к месту доставки, сильный шум от винтов. Но главное, что тормозит развитие беспилотной авиации, — пробелы в законодательстве.

С небес на землю

Не исключено, что конкуренцию крылатым курьерам составят наземные беспилотники. По крайней мере, в городах. Доставщики на колесах самостоятельно прокладывают маршрут и перевозят товары на небольшие расстояния.

С 2019 года такие роверы компании «Яндекс» стали возить еду по улицам Москвы и Казани. С апреля 2020 года машинка начала доставлять документы и посылки в Сколково. 

«Почта России» использует таких же роботов, правда, пока их мало и радиус зоны действия не превышает пары километров. Новая услуга позволяет отслеживать статус доставки и местоположение ровера на карте. Когда робот-курьер приедет по адресу, на смартфон придет уведомление с кодом, который нужно ввести, чтобы открыть корпус и забрать посылку.

Обратная доставка

Ежедневно курьеры по всему миру развозят более 300 миллионов заказов. Но не всегда это привычная доставка блюд из кафе домой или на работу. В Индии, наоборот, еду из дома развозят по офисам. 

Дело в том, что многим городским жителям в этой стране, чтобы добраться до рабочего места, нужно сделать от двух до четырех пересадок в переполненном общественном транспорте. В таких условиях сохранить собранный дома обед непросто. Вместо этого можно подготовить ланч-бокс для курьера, а он привезет его куда нужно.   

А в Китае из ресторана можно заказать не только вкусные блюда, но и официанта, который будет вас обслуживать. В некоторых городах Европы и США есть опции доставки, при которых клиент не знает, что ему привезут на обед: выбор берет на себя компания-доставщик. Заказчик только оговаривает сумму и продукты, которые не хочет. В Юго-Восточной Азии и Японии можно заказать любимое блюдо, а доставщик сам ищет место, где его лучше всего готовят.

Сейчас по улицам ездит уже третье поколение роверов от «Яндекса». Они оборудованы новым лидаром, чтобы распознавать близкие объекты, новыми камерами с углом обзора свыше 180 градусов и большим фокусным расстоянием, чтобы лучше ориентироваться и отчетливо видеть светофоры на противоположной стороне даже очень широкой дороги.

Третье поколение роботов-курьеров «Яндекса» лучше, чем предыдущие, ориентируется на городских улицах и может перевозить больше груза Фото: © «Яндекс»

Беспилотные доставщики работают и морозной зимой (некоторые для повышения проходимости оснастили гусеницами), и жарким летом. Благодаря более мягкой подвеске им легче забираться на высокие бордюры, ездить по рытвинам и другим сложным участкам. Кроме того, роверы стали тише передвигаться по плитке и брусчатке.

Объем грузового отсека увеличили до 60 литров, теперь можно возить пятилитровые бутыли воды. Чтобы машинка могла работать практически без перерывов, конструкторы оснастили ее съемной батареей, заменить которую можно за минуту.

Роверы «Яндекса» шустрят и за границей. Пару лет назад российская компания и один из крупнейших сервисов доставки еды в США Grubhub запустили беспилотную доставку в кампусах университетов Огайо и Аризоны. А в прошлом году было оформлено соглашение о беспилотной доставке продуктов с дубайской сетью супермаркетов.

Вторая половина года обещает быть интересной. Посмотрим, кто выйдет вперед в гонке летающих беспилотников и смогут ли наземные соперничать с ними по популярности.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Впервые трансокеанский переход в беспилотном режиме совершил танкер #беспилотники #Корея #танкер 03 июня 2022 10:13
2
Съедобный беспилотник поможет выжить #беспилотники #Швейцария #спасатели 01 ноября 2022 11:23
3
На малые беспилотники в России нашли управу #безопасность #беспилотники 13 февраля 2023 13:06