Как на олимпийских объектах «Сириуса» готовят звук

Приходя на концерт или на спортивный матч, мы хотим не только увидеть, но и услышать все в малейших деталях. Но полная звуковая картина может сложиться только при правильной акустике помещения и грамотном подходе звукоинженеров. Расскажем о том, как это работает, на примере ключевых объектов первой федеральной территории «Сириус».

Само совершенство 

Начнем не с олимпийского стадиона, а с музыкального будущего «Сириуса». Наверное, нигде так не важен звук, как на живых концертах. Это прекрасно понимают создатели нового концертного комплекса в «Сириусе». Его называют идеальным по акустике. На площади почти 50 тыс. м² разместят два концертных зала, репетиционные помещения, а также многопрофильные пространства.

Макет концертно-театрального комплекса «Сириус» Иллюстрация: © Пресс-служба «Сириуса»

Акустическая концепция разработана совместно с компанией Nagata Acoustics под руководством всемирно известного специалиста в этой области Ясухисы Тойоты. Он проектировал Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Центр искусств Ричарда Фишера в Нью-Йорке, залы Мариинского театра и парка «Зарядье». Чтобы добиться объемного звука, потолок Главного зала подняли на 14 метров.

Концертно-театральный комплекс «Сириус» готов на 80 %

Читать
Андрей Литвинов Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

Будет там и открытая площадка со своим особым звучанием. Проект уникальный, заявил его автор — руководитель Центра урбанистики Университета «Сириус» и главный архитектор федеральной территории Андрей Литвинов. 

«Сейчас самая лучшая в мире открытая сцена на 5000 зрителей под открытым небом находится в Чикаго. В „Сириусе“ будет лучше. Мы совместим главный зал и камерный с открытой сценой — такого соединения еще не было. Мы будем первыми на планете».

Большой и «Атом»

Новый концертный комплекс в «Сириусе» откроют в следующем году. Пока же главными музыкальными площадками федеральной территории остаются залы Парка науки и искусства — Большой и «Атом».

Первый оправдывает свое название — площадь 2000 м². Раньше это был зал пленарных заседаний на 1200 человек. При его строительстве использовали особые конструкции, а также нестандартные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Зал оснащен современной электронной звуковой системой, оборудованием для концертной аудиозаписи и видеопроекции.

Пианист Борис Березовский выступает в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус» на Новогоднем музыкальном фестивале Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Трансформируемая модульная сцена позволяет принимать крупнейшие симфонические оркестры и балетные коллективы мира. В год здесь проходит около 70 концертов, которые собирают от 30 до 50 тысяч зрителей. 

Музыкальный «Сириус»

Парк науки и искусства «Сириус» принял уже шесть концертных сезонов. В разные годы здесь выступали легендарный пианист Рудольф Бухбиндер, артисты Дрезденской государственной капеллы, оперные дивы Юлия Лежнева и Ольга Перетятько, оркестры под управлением Валерия Гергиева, Юрия Башмета, Владимира Федосеева и Фабио Мастранжело. Денис Мацуев регулярно привозит сюда фестиваль Crescendo, а Игорь Бутман — свой джазовый проект. 

Большой зал собирал участников одного из старейших и престижных конкурсов в Европе — Международного вокального конкурса исполнителей итальянской оперы Competizione dell Opera. Здесь же проходили первые концерты Молодежного оркестра Бриттена и Шостаковича. 

Мультимедийный зал «Атом» был создан госкорпорацией «Росатом» в 2020 году. Изначально он был заточен под деловые и образовательные мероприятия, и чтобы проводить там концерты, пришлось поработать над акустикой. Для этого использовали фанерные щиты, древесина традиционно применяется в производстве гитар, в корпусах колонок. Важную роль в правильном распространении звука играет и специальное напольное покрытие, от которого отражается звук.

Концерт участников Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» в зале «Атом» на II Конгрессе молодых ученых в Парке науки и искусства «Сириус» Фото: © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Так что сегодня там можно проводить даже камерные концерты без подзвучки. Теперь это постоянная площадка на 800 человек для финала Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», который проходит там прямо сейчас.

V Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие» отрылся в «Сириусе»

Читать

Шайбу!

Хотя в спорте на первом месте визуальный аспект, звуковое сопровождение сегодня неотъемлемая часть шоу — именно оно позволяет почувствовать атмосферу игры. И поэтому при строительстве стадионов и ледовых дворцов акустические нюансы анализируют еще на этапе проектирования. 

Думали об этом и архитекторы арены «Шайба». Другой вопрос, что это разборный объект, который после Олимпиады-2014 планировали демонтировать и перевезти в другой город. Поэтому у здания много открытых металлоконструкций и практически не предусмотрены системы шумоизоляции и звукопоглощения. Отсюда большое эхо и низкая разборчивость сигнала на стационарных акустических системах, говорят эксперты. Но их навыки и профессиональное оборудование позволяют добиться чистоты звучания.  

Ледовая арена «Шайба» на Олимпиаде–2014 принимала хоккейные матчи Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

«Ледовая арена — это большое пространство, где возникает высокий уровень вибрации, проще говоря, эхо. Даже если хлопнуть в ладоши, слышно большой отклик — как такового затухания звука здесь нет. Все конструкции плоские и жесткие — от них звук очень сильно отражается. Подобный эффект есть, например, в концертных залах, но там более акустически обработанные помещения, и этот процесс более контролируемый», — рассказывает эксперт службы поддержки мультимедийного оборудования Фонда «Талант и успех» Игорь Компанец.

В разных частях арены расположены 24 колонки, какие-то направлены на зрителей, какие-то — на лед. Выстроена и целая сеть микрофонов. Некоторые висят прямо надо льдом на высоте 15 метров и ловят так называемый интершум — шелест коньков, стук шайбы о борт, удары клюшек. Иногда для телетрансляции микрофоны вешают на верхний край стеклянного борта, в том числе у скамеек запасных и штрафников. Так в эфир попадают разговоры тренеров и хоккеистов. 

Во время матча или концерта, когда на арене много зрителей, нужно найти оптимальный уровень громкости — чтобы было слышно, не перегрузить системы и не оглушить людей

Игорь Компанец

Игорь Компанец показывает оборудование, на котором работают в «Шайбе» Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Звук нельзя увидеть, но показать, как он действует, можно. Для этого в «Шайбу» привозят школьников из Образовательного центра «Сириус». Здесь они замеряют уровень шума и оценивают, как отражаются волны. На живом примере знания всегда усваиваются лучше, говорят учителя.

«С хоккеистами из 8-го класса мы ходили на ледовую арену „Айсберг“, где изучали тепловые явления. Дети измеряли температуру льда и бетонной плиты, на которую намораживается лед. Лед — это их стихия, но они не знали, например, что для игры в хоккей он должен быть холоднее, чем для выступлений фигуристов. Ребята увидели, как специалисты заливают площадку, выравнивают ее, готовят для тренировок. Мальчишки фотографировались на ледозаливочных машинах и сбрасывали с них снег в яму. Кто-то даже сказал, что если не получится в хоккее, пойдет работать ледоваром», — делится впечатлениями от урока учитель физики Образовательного центра «Сириус» Юлия Торшина. 

Школьникам во всех подробностях объясняют, как работает звуковое оборудование ледовой арены «Шайба» Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Ледовары — кто они такие?

Читать

Танец звука и воды

Одна из главных точек притяжения для гостей «Сириуса» — Медальная площадь. Ведь здесь прекрасный вид на все олимпийские объекты — они как на ладони. А в центре возвышается гигантский факел Игр-2014.

Именно в нем на высоте 54 метров находится «голос» поющего фонтана — 32 колонки (в каждой по 6 динамиков) и 11 усилителей. Оборудование на такую верхотуру поставили вынужденно — иначе провода были бы очень длинными. Факел облицован алюминиевыми композитными панелями, которые вибрируют от мощного звука, — пришлось жестко их закрепить. И в итоге удалось добиться хорошего звука.

Вообще, аппаратуре приходится несладко. Летом внутри стелы она сильно нагревается из-за факела, а зимой не на пользу ему идет высокая влажность. Тем не менее все работает без сбоев уже почти 10 лет, уверяют специалисты.  

«Чашу Олимпийского огня» строил мировой лидер фонтаностроения — компания WET. Они делали фонтаны в Дубае, Лас-Вегасе, Макао, Сингапуре. Всего порядка 250 объектов по всему миру. 

Практически на всех фонтанах стоит «родное» программное обеспечение. За него в WET просили 400 тысяч долларов в год, утверждают специалисты, обслуживающие фонтан сегодня. В итоге было принято решение: проще научиться самим, чем платить такие гигантские деньги.

«После Олимпиады мы решили сами обслуживать музыкальный фонтан. Сначала нам пришлось создать плеер для проигрывания композиций и редактор, который позволяет генерировать новые. В конце 2014 года мы начали обслуживать фонтан, и в конце 2015 года у нас уже была своя программа. У нас нет таких накладок, которые, к примеру, происходили с WET. За тот год два раза на важных мероприятиях мы не смогли включить фонтан. Случилась техническая накладка — сотрудник фирмы WET в Калифорнии в конце рабочего дня поставил наш фонтан на обновление, которое длится порядка 10 часов, но не учел, что у нас в это время день и вечер, когда фонтан должен работать. Теперь такое исключено, мы сами все делаем», — рассказывает руководитель подрядной организации Рустам Жиров.  

В одном ритме

Недавно «Чашу Олимпийского огня» синхронизировали с освещением «Фишта». Эта идея родилась из отзывов зрителей, которые заметили, что иногда подсветка фонтана и стадиона совпадают. По словам разработчиков, в будущем можно объединить освещение всего парка. Зрелищности всему этому могли бы придать, например, лазерное шоу, технология 3D-mapping, проекторы и использование огня.

Чтобы создать новую композицию, сначала нужно подобрать и купить официальную звуковую дорожку необходимого качества. Потом хореограф-программист ставит танец воды под эту музыку. В итоге на создание программы для одной песни уходит примерно две недели.    

На сегодняшний день для фонтана «Чаша Олимпийского огня» написано уже около четырех с половиной часов музыки. Из более чем 150 мелодий и композиций-попурри можно составить практически любую тематическую программу. 

Оцените статью
Поделись знанием