Летные испытания первой квантовой системы навигации прошли успешно
![](/site/glide/?fit=crop-center&w=1050&h=500&source_hash=f2a0926166069877c286725384927c0a&path=%2Ffiles%2Fmodels%2Fnews%2F2450%2F2450_main_image.jpg&s=a28c01c76bb9395a6700243d86acd2a5)
Современная навигация опирается на спутниковые системы вроде ГЛОНАСС и GPS. Проблема в том, что их несложно заглушить, а при желании можно и обмануть. Если поддельный сигнал мощнее настоящего, система не распознает подвох, что позволит злоумышленнику увести жертву по ложному маршруту. Для авиации и судоходства это критическая угроза. Решением проблемы могут стать квантовые технологии.
Осенью прошлого года в небе над Ираком и Ираном произошла серия инцидентов. Навигационные системы коммерческих самолетов подверглись атаке и были сбиты с толку. Один бизнесджет едва не вошел в иранское воздушное пространство без разрешения. По данным исследователей University of Texas, это были первые случаи GPS-спуфинга гражданской авиации. Именно так называется подмена спутникового сигнала ложным.
По всей видимости, в описанных случаях у создателей поддельного сигнала не стояло задачи направить самолеты в какую-то конкретную точку. Вероятно, они и не были целью. Просто так отреагировала определенная авионика с GPS-приемниками. Косвенно это подтверждает произошедший той же осенью случай спуфинга в небе над Израилем. Тогда армия страны использовала эту технологию для борьбы с ракетами противника на фоне обострения конфликта на Ближнем Востоке.
По данным Европейской ассоциации бизнес-авиации, в 2022 году произошло без малого 50 тыс. сбоев в спутниковых системах с потерей сигнала. Это почти в пять раз больше, чем годом ранее.
Как бы то ни было, уязвимость существующих систем налицо. Спутники находятся на геостационарной орбите на высоте более 35 тыс. км, а источник ложного сигнала гораздо ближе к самолету на земле. Проблема решается шифрованием сигнала, как это делают военные. Но ключевое оборудование уже в космосе, и удаленно ничего поделать нельзя.
В отличие от спутниковых систем, квантовые невозможно ни заглушить, ни подделать. К тому же последние значительно чувствительнее. И вот на днях британцы первыми в мире завершили летные испытания такого оборудования. Квантовую систему позиционирования, навигации и времени разработала компания Infleqtion. Она призвана не заменить, но дополнить спутниковые, хотя и работает автономно от GPS. В полете протестировали две квантовые технологии: ультрахолодную атомную систему и компактные оптические атомные часы Tiqker. Их установили на модифицированный самолет RJ100 Airborne Technology Demonstrator компании QinetiQ.
Обе технологии лягут в основу квантовой инерциальной навигационной системы. Сверхточные часы Tiqker обеспечивают надежность данных. Ультрахолодные атомы охлаждены до температуры, близкой к абсолютному нулю, и позволяют создавать квантовые акселерометры и гироскопы. Других подробностей в сообщении британского правительства нет.
Создаваемая система призвана снизить зависимость от спутниковых данных на земле, в воде и воздухе. Испытания ключевых технологий признаны успешными. Создатели не скрывают, что разработка будет использована военными. Годом ранее Королевский военно-морской флот Великобритании успешно протестировал квантовый акселерометр для навигационной системы.