Проблема века: где взять инженеров? 

Сегодня в российских регионах остро не хватает инженеров. Процесс подготовки специалистов осложняется тем, что лучших абитуриентов забирают столичные вузы. Добавляет головной боли массовый исход технарей в стремительно растущую сферу IT. Что делать с кадровым голодом, который испытывают уже в Москве и Санкт-Петербурге?

На наших глазах свершается Четвертая промышленная революция. На производствах повсеместно внедряются информационные технологии. Большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей и цифровые двойники в корне меняют схему работы крупного и малого бизнеса.

ЧТО ТАКОЕ ИНДУСТРИЯ 4.0?

Термин «индустрия 4.0» для описания массового внедрения информационных технологий в производственные процессы появился в Германии в 2011 году и стал синонимом Четвертой промышленной революции. Повсеместное применение искусственного интеллекта, VR и AR, 3D-печати, био- и нейротехнологий, анализ больших данных, промышленный интернет вещей и роботизация меняют не только экономику, но и нашу повседневную жизнь. По данным ВШЭ, около 70 % российских промышленных предприятий уже внедрили цифровые технологии.    

Это означает, что довольно скоро многие профессии неминуемо отомрут или в крайнем случае видоизменятся и потребуют дополнительных навыков. В то же время в ближайшие 30 лет появится много новых специальностей, а уже существующие, но пока только в узком сегменте, получат широкое распространение, и многие из них — с приставкой «инженер»

Инженер-генетик, инженер-композитчик, инженер зеленого транспорта, инженер по 3D-печати продуктов питания, инженер беспилотной авиации  список можно продолжать. 

Тем временем инженеров в классическом понимании этой профессии не хватает уже сейчас, поэтому гиганты высокотехнологичного производства не просто ведут охоту на будущих специалистов даже в школах, но и сами готовят их.

Сельское хозяйство в XXI веке: как технологии меняют отрасль

Читать

«В этом году мы реализовали новый проект Железнодорожные кадеты. Из шести школ страны отобрали 96 ребят из семей, которые находятся в трудном материальном положении, и взяли их на обучение полностью за свой счет. С пятого класса они проживают в наших школах и будут обучаться по углубленной программе. Это физика, информатика, математика, получение нескольких железнодорожных профессий и, конечно, воспитательная деятельность»,  рассказывает заместитель начальника департамента управления персоналом компании «Российские железные дороги» Александр Збарский

Как зажечь факел?

Почему так происходит? На то есть целый комплекс причин от беды с методологией преподавания физики до упадка престижа профессии. В 2022 году будущим инженерам выделили беспрецедентное количество бюджетных мест в вузах 251 тыс.  Это в пять раз больше, чем для медиков. Но ЕГЭ по профильной математике достаточно хорошо для поступления написали только 240 тыс. одиннадцатиклассников. Очевидно, далеко не все из них выбрали для себя путь инженера.

Давно столкнувшись с нехваткой абитуриентов по техническим специальностям, вузы пошли в школы. К примеру, Томский госуниверситет (ТГУ) заключил партнерские договоры уже со 180 образовательными организациями: открывает STEM-классы, развивает школьное технологическое предпринимательство, а занятия в музее и лабораториях университета проводят уже с детского сада. Для поиска увлеченных технической мыслью ребят в ТГУ применяют инструменты той самой индустрии 4.0.

Концепция цифровизации автомобильных заводов «Индустрия 4.0» Фото: © Gorodenkoff / Shutterstock

«У нас целая лаборатория работает с большими данными в соцсетях. Мы научились с высокой точностью выявлять профили такого типа людей. Мы анализируем, условно, 800 тыс. аккаунтов, 8 тыс. получают приглашение пойти учиться в ТГУ, из них 1,1 тыс. подают заявление, и 670 мы зачисляем», — рассказывает ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

ЧТО ТАКОЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?

Модель STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технологии, инженерия, математика) предполагает обучение инженерным предметам и естественным наукам в комплексе, а не по отдельности. Важная составляющая метода — практикоориентированный подход, завязанный на проектной деятельности школьников и студентов. В результате у них выстраивается четкая связь между дисциплинами и их применением для решения реальных, а не теоретических  задач.     

В дальнейшем такие ребята показывают лучшие результаты в учебе. При этом в ТГУ обычно от 50 до 80 % иногородних студентов. Ведь свои победители олимпиад и круглые отличники, как правило, выбирают столичные вузы.

Примечательно, что в Москве это видят и тоже предпринимают меры для удержания будущих специалистов на местах. С 2017 года действует Всероссийский образовательный проект «Наука в регионы». Это двухнедельные курсы для школьников и учителей по физике, математике, химии, биологии и информатике на базе Физтех-лицея и МФТИ. По возвращении домой заряженные новыми знаниями ребята и педагоги создают кружки, которые получают методическую поддержку от организаторов проекта. Фактически так по всей России создаются центры увлеченных наукой и техникой людей, которые притягивают к себе новых энтузиастов.   

«Это проект про то, как подготовить ребят, у которых средний балл по физике в 8–9-м классе не выше 60. Это не олимпиадники, и не межнары (участники сборных России на международных олимпиадах. — Прим. ред.), но если с ними два года занимается подготовленный учитель, то у них средний балл вырастает до 80–85. Они сразу же хотят идти в инженерное направление. Как говорил еще Плутарх, ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», — поясняет проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган.

Всего 5 % участников проекта «Наука в регионы» потом пробуют поступать в МФТИ. Для Физтеха он важен в первую очередь из-за той самой проблемы вымывания кадров в Москву и Подмосковье. Виталий Баган подчеркивает, что таланты распределены по стране примерно в равной степени. Но растет опасность упустить их из-за нехватки квалифицированных учителей с горящими глазами.

«Сейчас проект охватывает примерно 6 тыс. школьников. Мы готовы его масштабировать на порядок. Благодаря поддержке Московской области у нас для этого есть мощности технопарк, куда мы можем приглашать учителей и ребят, чтобы они заряжались. Не для того чтобы они поступали на Физтех мы своих 980 первокурсников всегда найдем. Но для того, чтобы в регионах оставались квалифицированные кадры, чтобы там были учителя. Технологическое творчество, оно выше, чем топовые 10 %, которые выигрывают олимпиады и участвуют в разного рода активностях», — поясняет Виталий Баган.

Как ученик Президентского Лицея «Сириус» спутник запускал

Читать

А что регионы?

О необходимости находить массовые решения говорит и губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Артюхов. Потому что условные 100 блестящих умов, которые есть в каждом регионе, дорогу сами найдут да и без поддержки и так не остаются. Высокую эффективность по взращиванию инженеров показывают совместные с ведущими нефтегазовыми гигантами проекты: «„Газпром“-класс», «„Лукойл“-класс», «„Новатэк“-класс», «„Роснефть“-класс».

«Меняется атмосфера обучения. Нужно не только вывеску повесить, но чтобы приходили инженеры и давали интересные прикладные практические задачи, привлекали ребят на свои производства. Когда мы вывозим школьников на наши крупнейшие площадки, такие как Сабетта, глаза у них горят совсем по-другому. Повышается интерес к учебе, растет мотивация пойти на инженера. Ребята из условного «„Газпром“-класса» идут в инженерные специальности, и не обязательно в Газпром»,  отмечает Артюхов.

ГДЕ НАХОДИТСЯ САБЕТТА?

Вахтовый поселок Сабетта расположен на восточном берегу полуострова Ямал. Одноименный арктический морской порт — часть грандиозного проекта «Ямал-СПГ» —  позволяет круглый год отправлять по Северному морскому пути танкеры со сжиженным природным газом. Журнал Forbes признал завод по добыче СПГ в вечной мерзлоте стоимостью 27 млрд долларов Проектом 2018 года. 

Чем больше индустриальные партнеры будут вовлечены в работу инженерных классов, тем выше вероятность, что специальность будет востребована, вторит Артюхову заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. Правда, с оговоркой, что в школы должны приходить подготовленные и мотивированные инженеры. В противном случае можно получить обратный эффект.

В Свердловской области с 2015 года действует проект «Уральская инженерная школа», направленный на повышение мотивации детей к изучению технических предметов и подготовку преподавателей колледжей и вузов. Для школьных учителей естественных наук введены надбавки. Создана мощнейшая научная база, которая работает с детского сада.

«Сегодня интерес к инженерному образованию очень высок. Мы еще десять лет назад не думали, что будем строить самолеты, а сегодня мы делаем это. В том числе благодаря тому, что мы стали самым внимательным образом открывать детские кванториумы, технопарки, Ньютон-центры у нас их огромное количество в каждом городе», — отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

От лаборатории до коллайдера: кому и как государство помогает развивать науку

Читать

В Новосибирской области придумали свое ноу-хау. С прошлого года запущен проект по созданию центров политехнического образования. Власти оборудуют неиспользуемые помещения, и в них преподаватели колледжей ведут дополнительные занятия для ребят сразу из нескольких школ и по нескольким направлениям. Это позволяет использовать потенциал системы среднего профессионального образования (СПО), не перегружая при этом материальную базу колледжей.

По словам губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, в его регионе уже больше двух десятков различных форматов мероприятий, направленных на профориентацию и поддержку интереса к инженерному образованию и естественным наукам. Это и обязательные федеральные проекты, и региональные программы, и муниципальные инициативы.

«Все это нужно координировать, иначе оно будет разбалансировано, избыточно и неравномерно доступно. Для этого мы создали сеть ресурсных центров на базе самых успешных школ и колледжей в каждом муниципалитете», — замечает Андрей Травников.

Великий исход 

Получается, способов заинтересовать молодежь техническими специальностями великое множество, и они вполне эффективно работают. Однако будущих инженеров все равно не хватает. Виталий Баган приводит неутешительную статистику: за последние пять лет количество профильных физических классов в стране сократилось с 6,8 тыс. до 2,8 тыс. из-за перепрофилирования в IT.

«Мы видим тенденцию, что ребята с инженерным складом ума сегодня выбирают IT. Хорошо, что к этой сфере сейчас много внимания у нас есть задачи по развитию информационных технологий, за ними большое будущее. Но все-таки айтишник не сможет сделать двигатель самолета», — замечает Дмитрий Артюхов.

По словам губернатора, с каждым годом все меньше детей выбирают физику как основной экзамен, и средний балл по этому предмету не очень высок. Наблюдения Артюхова подтверждает директор Университетской гимназии МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Леонтович:   

С методологией преподавания физики в целом по стране большая беда. У детей из разных регионов серьезные проблемы с этим предметом

Эксперт считает, что действовать надо по трем основным фронтам: готовить руководителей исследовательских работ, развивать инфраструктуру и создавать стимулы администрациям школ, учителям и родителям для реализации проектной деятельности.  

© Пресс-служба «Сириуса»

Именно проектная деятельность повышает престиж профессии в глазах школьников. Проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов убежден, что надо принести в школы реальные технологические задачи — не учебные, а настоящие. Этим, в частности, занимаются «Сириус», Физтех и ВШЭ.  

«Ребята в старших классах способны программировать беспилотник с жестким крылом, который барражирует на большой высоте и снимает поверхность Земли; делать нейроинтерфейсы для управления роботизированной рукой; прогнозировать с очень высокой точностью на основе больших данных покупательское поведение клиентов по обезличенным данным банковских карточек. Когда к школьникам приходишь и говоришь, что у них уже сейчас есть возможность решать реальные задачи, они начинают по-другому видеть свое будущее в стране», — подчеркивает Дмитрий Земцов.

Соприкосновение с жизнью высокотехнологичных компаний, скорее всего, не даст школьнику с инженерным складом ума уйти в другое направление. По словам Земцова, современная молодежь готова активно участвовать в жизни и развитии государства. Но и о своих интересах не забывает, поэтому должна четко видеть для себя перспективное место в этом процессе.

Любопытную статистику в этом смысле приводит МИСиС. Более 40 % CEO крупнейших российских компаний из топ-50 рейтинга РБК получили инженерное образование. Среди них президенты и генеральные директора «Лукойла», Ростелекома, «Сургутнефтегаза» и Россетей. На втором месте с большим отрывом экономисты — 20 %.

Впрочем, старший вице-президент по развитию в Сколковском институте науки и технологий Александр Сафонов видит главный стимул в другом.

«Мотивация будет тогда, когда зарплата ключевых инженеров будет сравнима с зарплатами ключевых футболистов. Утопично? Лет 50 мы жили в стране, где так и было. И у нас была собственная крутая инженерная школа, свои самолетостроение и кораблестроение, ракеты запускали и в космос летали»,  резюмирует Александр Сафонов.

 

Оцените статью
Поделись знанием