Развиваем детские таланты: советы психолога

В «Сириусе» считают, что у всех детей есть талант — нужно только вовремя заметить его и раскрыть. Вместе с главным специалистом психологической службы Университетской медицинской клиники «Сириус» Елизаветой Заикиной разбираемся, как родителю увидеть задатки в своем ребенке, когда записываться на кружки и что делать, если сегодня ребенок хочет играть на гитаре, а завтра — рисовать пейзажи.

Как распознать талант

Некоторые считают, что талант — это нечто выдающееся. Например, когда трехлетний малыш может нарисовать картину акварелью или сыграть популярную мелодию на синтезаторе, не зная нот. На самом деле сильные стороны есть абсолютно у каждого ребенка, и их стоит развивать с самого детства.

Распознать «суперсилу» своего ребенка просто: достаточно регулярно наблюдать за ним и отмечать, что ему нравится делать больше всего. Например, некоторые с раннего возраста любят рисовать, и стены их комнаты украшены разноцветными картинками. А другие все время просят включать музыку и подпевают радио в машине.

Важно понимать, что интересы меняются: сегодня малыш увлечен динозаврами, а завтра хочет быть теннисистом. Это нормально — в дальнейшем он попробует разные занятия и выберет то, в котором захочет совершенствоваться.

Совет психолога

Время от времени давайте своему ребенку «поскучать». Не включайте ему мультики и не предлагайте совместные игры. Присмотритесь: что ребенок делает в такие моменты? Может, он бежит за книгой, пускает кораблики в ванной или придумывает собственные вселенные? Скорее всего, это занятие доставляет ему больше всего удовольствия, и в этом заключается его талант.

Чтобы примерно представлять, какие типы талантов существуют и какой путь развития предложить ребенку, можно обратиться к теории множественного интеллекта. Ее разработал американский психолог и профессор Гарвардского университета Говард Гарднер. Согласно этой теории существует восемь типов интеллекта:

  • вербально-лингвистический. Ребенок любит рассказывать истории из жизни или книг, не стесняется вступать в разговор даже с малознакомыми взрослыми, ему нравится читать и писать;
  • логико-математический. Ребенку нравится считать и разгадывать ребусы, он с малых лет умеет выстраивать причинно-следственные связи и абстрактно мыслить;
  • музыкальный. Ребенок чувствует ритм, любит петь и танцевать, часто устраивает домашние концерты;
  • визуально-пространственный. Ребенок любит рисовать, хорошо воспринимает информацию с помощью образов, часто придумывает необыкновенные истории;
  • телесно-кинестетический. Очень активный ребенок: изучает все снаряды на детских площадках, постоянно танцует, бегает и прыгает;
  • натуралистический. Ребенок интересуется окружающей средой, любит читать энциклопедии, рассматривать деревья, насекомых и животных;
  • межличностный. Ребенок быстро находит общий язык с другими детьми и взрослыми;
  • внутриличностный. Ребенок любит играть и учиться наедине с собой, часто анализирует свои действия и эмоции даже в раннем возрасте.
Главный специалист психологической службы Университетской медицинской клиники «Сириус» Елизавета Заикина © Пресс-служба «Сириуса»

«Некоторые родители стремятся определить таланты детей с помощью тестов и даже приводят их на профориентацию. Это понятное и логичное желание: любому родителю хочется выбрать для своего ребенка самое лучшее и подходящее занятие. Но идеальный тест — это расширять кругозор и эрудицию своего ребенка, показывать ему разные сферы деятельности. Тогда ребенок сам все пробует и понимает, что ему нравится».

Елизавета Заикина

Когда стоит начать развивать таланты

Если мы говорим о дошкольниках до трех-четырех лет, самая главная задача родителя — следить за возрастным развитием своего ребенка. Некоторые родители отдают малышей на плавание, и это здорово. Но также очень важны домашние занятия — например, на развитие моторики.

Детям старше трех лет уже можно посещать занятия в кружках. Здесь самое главное — учитывать интересы ребенка. Если вам очень хочется, чтобы сын или дочь играли на виолончели, но они воспринимают эту идею в штыки, лучше прислушаться к ребенку.

Кроме того, не стоит перегружать ребенка разной активностью. Чем он младше, тем больше времени ему нужно на игры, даже если со стороны они кажутся бессмысленными и не развивающими никаких навыков. Во время таких игр дети учатся взаимодействовать с окружающими, самостоятельно принимать решения и адаптироваться к жизненным изменениям, а также проявляют творческие способности.

«Навык формируется так: сначала мы получаем знания, а потом нам нужно время, чтобы осознать их и применить на практике. У детей осознание навыков происходит в момент свободной игры. Дошкольникам нужно больше времени на игры — следовательно, занимать все свободное время кружками и секциями не стоит».

Елизавета Заикина

Как развивать таланты

Самая главная идея при развитии таланта: не так важно наполнение какого-нибудь кружка, как навыки, которые он дает детям  Дополнительные занятия и секции помогают формировать навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Поэтому родителям стоит составить компетентностную карту — схему навыков, которые они хотят развивать у ребенка. Примеры базовых качеств и занятия, которые помогут развивать их у ребенка:

Качество Какие занятия помогут развить компетенцию
Ответственность и надежность Любая деятельность, которая требует поступательного труда. То есть любые кружки, которые требуется регулярно посещать.
Коммуникативность Любые занятия, где ребенок взаимодействует с окружающими людьми, в частности театральные кружки.
Организованность Любая деятельность, где нужно организовывать себя и товарищей. Например, командные игры или научные кружки с групповым ведением проекта.
Умение следить за своим здоровьем и крупная моторика Спортивные секции для общего развития.
Музыкальность Музыкальные секции, танцевальные студии.
Художественный вкус и мелкая моторика Художественные школы, кружки рисования и рукоделия.

«Самая главная компетенция, которая помогает в жизни, — навык поступательного труда. Благодаря ему человек понимает: для достижений нужно стараться, блага не упадут на голову просто так. И когда ребенок ходит на кружок, даже если ему скучно, лень или хочется посмотреть новый мультик, он развивает навык поступательного труда, который принесет очень много пользы во взрослой жизни. При этом если ребенок все будет делать через силу, пользы в этом будет немного, так как он не будет учиться получать удовольствие от деятельности».

Елизавета Заикина

Помимо кружков, в развитии навыков и таланта большую роль играет отношение родителей к увлечениям детей. Рекомендации:

  1. Покажите, чем можно заняться. Ребенок не узнает, что ему нравится, пока не попробует. Задача родителя — предоставить ребенку возможности для исследований.
  2. Выделите время на «скуку»: не давайте ребенку гаджеты и не включайте мультики, чтобы он сам нашел себе занятие.
  3. Не старайтесь записать ребенка на всевозможные кружки с самого раннего детства. Чем младше ребенок, тем больше времени у него должно быть на свободные игры.
  4. Не заставляйте ребенка посещать кружки, если он отказывается. Поговорите с ним и узнайте причины такого решения: может, ему некомфортно в новой группе.
  5. Не ругайте за неудачи и не сравнивайте с другими детьми — это может отбить мотивацию вообще что-либо делать.
  6. Хвалите даже за мелочи. Например, если ребенок регулярно ходит на занятия и увлечен делом. 
  7. Показывайте свою заинтересованность: когда ребенок понимает, что его увлечения важны и для семьи тоже, его мотивация становится выше.
© Пресс-служба «Сириуса»

Что делать, если ребенок не хочет заниматься

Порой ребенок долгое время посещает какой-то кружок, а потом внезапно отказывается от него. Родители в недоумении: педагоги хвалят, победы на конкурсах следуют одна за другой, почему ребенок внезапно бросает увлечение?

Важно понимать, что обычно дети с большой неохотой отказываются от чего-то, что каждый день приносит им маленькие победы. Значит, что-то заставило их это сделать. Например, в секции мог поменяться учитель или появились дети, с которыми не получается наладить контакт. 

Но есть и более безобидная причина, по которой ребенок мог отказаться от некогда любимого занятия: у него появилась новая гиперфиксация. Например, он посмотрел фильм про крутую рок-группу и теперь хочет играть на гитаре, а не танцевать хип-хоп. Тут стоит поговорить с ребенком и обсудить альтернативы: посещать сразу два кружка или на время сделать перерыв в танцах. Многое зависит от вашего подхода к воспитанию, но давить на ребенка не нужно — есть риск, что он будет воспринимать в штыки любую развивающую деятельность.

Ген гениальности или божья искра? Как добиться успеха с талантом и без него

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Дети, живущие рядом с лесом, не испытывают проблем с психикой #дети #психика 17 апреля 2024 13:47